Скопируй, добавьте в контакты:

и перейди в приложение по ссылке:
X
ООО Тиражные решения 1С-Рарус

+ 7 (495) 777-25-43

+ 7 (8362) 49-46-89

Интервью с депутатом Государственной думы РФ Хованской Галиной Петровной

Что Вы можете рассказать о том, что сейчас наиболее важно, как Вы считаете, в области урегулирования законодательства, и что делается в этой сфере в тех структурах, которыми Вы занимаетесь?

Хованская Г.П.: Ну, строго говоря, это деятельность она распадается на две части: одна касается жилищных прав граждан, улучшения жилищных условий и переселения с аварийным жилья, а другая часть касается непосредственно уже содержания, эксплуатации, управления жилищным фондом, то есть в тех домах, которые функционируют, иногда слишком давно функционируют, и естественно, вылезают проблемы капитального ремонта жилищного фонда. Но сейчас вот, основные изменения, которые происходят, это изменения в Жилищный кодекс в части как раз управления жилищным фондом, образования ТСЖ, тарифная политика, договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями. Очень большой блок поправок внесен в Жилищный кодекс. И состояние на сегодняшний день этого документа он прошел все три чтения в Государственной думе, то есть этот документ уже сейчас находится в Совете Федерации и, возможно в ближайшие время, будет, в случае одобрения, подписан президентом Российской Федерации. То есть мы говорим о таком уже даже не полуфабрикате, а о документе, который прошел, вышел из здания Государственной думе. Но в этом документе, как часто у нас бывает, смесь хорошего, очень хорошего, плохого и очень плохого, и более того одна из новых статей этого проекта она противоречит Конституции Российской Федерации… Заявление серьезное, да?

Вот, а именно противоречит 30 статье о добровольности вхождения в общественное объединение. Ну я все таки начну с хорошего, да? Чтобы не расстраивать наших зрителей… Ну вы сами можете уже оценивать, потому что у каждого своя субъективная точка зрения, но я думаю, что во многом она у нас совпадет по оценке новых изменений… Была тема и она до сих пор не ушла из публичного пространства это создание фальшивых ТСЖ. Известно почему это приходило потому что закон 185 в качестве условия выделения средств на капитальные ремонты, на снос аварийного жилья содержало одно из условий это создание определенного процента ТСЖ в определенном проценте домов к определенной дате. Ну, а честно говоря, это выполнить было невозможно, и особенно в дотационных регионах власти вынуждены были идти на просто откровенный иногда подлог, классификацию протоколов, подделку подписей… И сейчас вот, в частности в Москве тоже (я от Московского региона, от Москвы избрана депутатом), до сих пор продолжается разбирательство в суде, возбуждаются уголовные дела в общем это не слишком приятная ситуация понимаете… Но, что сделано в этом проекте? В этом проекте все-таки будет сложнее создать вот такое фальшивое ТСЖ, потому что сейчас для его создания нужно 50 + 1 голос, но естественно по площадям, не забываем никогда, что голосуют у нас не квартиры, а площади этих квартир. Так вот, сейчас, а это предложение мы в свое время вносили, создать ТСЖ можно будет только квалифицированным большинством этих голосов вот это вот серьезное первое изменение. Изменить устав и тем более принять устав тоже только квалифицированное большинство. Это вот серьезные изменения. Я считаю, что они положительные изменения. Теперь что удалось в другом законе, который уже есть закон, была ну как бы компромиссная поправка, потому что я предлагала норму о создании ТСЖ вообще исключить… а заменить ее, усилить норму о содействии этим ТСЖ, принятие нормативной базы, возврата технических подвалов незаконно приватизированных во многих городах России, формирование земельного участка, который тоже входит в перечень общего имущества и без этого формирования собственно нельзя определить даже границу, извините, уборки территорию обычную… и возникают конфликты… и продвинутые управляющие организации говорят: «А мы не будем убирать». «Это ваша собственность», говорят они муниципальным властям, и они формально правы, по закону, вот, потому что с момента внесения в кадастр сформированного земельного участка это переходит в собственность, то есть это акт право подтверждающий, потому что право уже установлено законом, но подтвердить его надо, потому что границы как-то надо определить земельного участка многоквартирного дома. Так вот, возвращаясь к процентовке ТСЖ, все-таки удалось достигнуть компромисса и вдвое уменьшен этот процент, то есть это мне было преподнесено как согласие с моей позиции и хотя бы частичное. Вот этот процент уменьшен, но тем не менее процесс к сожалению продолжается и пока будет существовать Фонд содействия реформирования ЖКХ, это кстати отдельная интересная тема, что будет дальше… на год продлил ну практически по предложению президента Федеральное собрание продлило на год срок действия этого закона, потому что в этом году он должен был прекратить свое существование. Хотя я не сторонник гос.корпораций…а более того активный противник, вот здесь наши позиции с президентом РФ совпадают, потому что берут все из бюджета, имущество государственное, а потом распоряжаются им как своим… Вы знаете, что были неприятные прецеденты по нескромному поведению руководства этого Фонда. Но не будем на этом сейчас останавливаться, это не так уже важно, это уже прошло. Так вот, тем не менее изменения в отношении ТСЖ еще очень серьезные происходят в части контроля не только управляющие организации должны быть прозрачными и их деятельность должна быть совершено очевидна для тех кто пользуется услугами этой управляющей организацией, но и ТСЖ, и ЖСК должны будут, ну вот как бы раскрываться перед собственниками и не только перед членами ТСЖ и ЖСК, но и просто перед собственниками, которые заключают, не входя ТСЖ, договор с этим ТСЖ о предоставлении им услуг, то есть всю информацию так же как управляющая организация, руководство ТСЖ, управления должно предоставлять по требованию собственников жилья. Это тоже очень серьезные изменения, потому что ну практически они были бесправными. Ну честно говоря, я не понимаю позицию тех, кто не вступают в ТСЖ, они как правило, когда я с этими людьми разговаривала выяснялось, что они рассчитывали, что они будут платить меньше… Ну они меньше не платят в этой ситуации и они только теряют право голосовать, понимаете. Да доступ к информации у них будет, к протоколам сейчас это все это записано будет в Жилищном кодексе право естественно обжаловать эти решения и т.д., но они не будут голосовать, они не участвуют в принятии решения.. я считаю, что это не правильно, хотя членство в ТСЖ по-прежнему у нас добровольное, об этом когда-то сказал Конституционный суд, ну вот Госдума, принимая одну из статей забыла о таком решении, потому что была принята и введена в Жилищный кодекс новая статья 165пр, если мне память не изменяет, значит, которая посвящен такой новой структуре, который называется Совет многоквартирного дома. Это вот как бы новшество очень серьезное, и если в первом варианте это было добровольное образование, что правильно и безусловно я это поддерживаю, то есть любое общественное объединение в доме если оно работает на дом, на интересы собственников, такое только поощряется и всегда проще с активистом, который пользуется уважением, авторитетом, взаимодействует с той же управляющей организацией, например… Совершено не понятно, как это будет соотносится с уже ответственными по подъездам, там комами уже созданными именно в таком добровольном режиме… Вначале эта структура предполагалась добровольной, но вот сейчас в третьем чтении принята норма о том, что Совет дома создается в обязательном порядке, то есть написана фраза: «Собственники обязаны создать Совет дома». Следующая буквально норма в этой же статье говорит о том, что если вы собственники ослушаетесь и не создадите Совет дома, то в трехмесячный срок орган местного самоуправления обязан собрать собрание со следующей повесткой… как вы думаете какая будет эта повестка?.. либо создать Совет дома, либо образовать ТСЖ то есть вы понимаете, что это норма действует для тех домов, которые обслуживают управляющие организации, и для тех домов, где граждане-собственники выбрали способ непосредственное управление домом, потому что если уже есть ТСЖ… более того в отличие от ТСЖ, которое имеет статус юридического лица Совет дома не имеет такового статуса, то есть это общественное объединение с очень серьезными полномочиями, практически такими же как у управления ТСЖ, вплоть до того, что и с правом заключения договоров, но правда о доверенности говорится, что в этом случае должен председатель/руководитель этого Совета иметь доверенность, реально удостоверенную от общего собрания как бы вот должно уполномочить… Он, Совет этот, представляет на общее собрание принятие решения о распоряжении общим имуществом серьезнейшее полномочие, понимаете… то есть вот ну, о чем спросить и как поднести это общему собранию, все будет зависеть вот от этих людей.. А я вам задаю вопросы: «А они, что профессионалы, что там даже пусть юная пенсионерка, как правило из этого состава… что она знает по сложнейшей структуре дома, инфраструктуре это сложный инженерный объект, понимаете, очень сложный иногда… особенно, когда речь идет о домах высотных, там лифты, в общем все понятно там.., дымоудаление, масса более сложных приспособлений, надо быть технарем, серьезным, знающим действительно всю нормативную, законодательную базу, нужно быть экономистом, потому что иначе вот, извините, вас обворуют и вы ничего не сможете сделать, вы не сможете отстоять… вы должны иметь в общем-то навыки рассмотрения исках в судах юридическое обязательно, то есть вы видите вот… конечно договорное право надо знать, гражданский кодекс надо знать, понимаете… то есть три требования, а я добавлю еще четвертое психологом человек этот должен быть, потому что взаимодействовать с людьми это достаточно сложное дело… Вот такие требования к общественникам, которые ни за что не отвечают… Я категорически против того, чтобы нарушалась Конституция, а именно 30 статья часть вторая Конституции Российской Федерации. И я напоминаю, о том, что печальный опыт уже был, когда Конституционный суд признал неконституционной норму закона о ТСЖ , где обязывали собственников вступить в ТСЖ, даже в ТСЖ, хотя норма эта вот спорная, вокруг нее очень много дебатов, она действительно мешает, но уже по сравнению с юрлицом ТСЖ… Совет дома, общественное объединение, обязательное создание… с этим я никак не могу согласиться, я считаю, что эта норма действительно оспорима и ее нужно исправлять. Более того после моего выступления у нас по нормативам предусмотрено…ко мне подошел один из разработчиков и сказал: «Галина Петровна, Галина Петровна мы исправим, мы исправим, мы внесем…» Ну извините меня, принимать такой закон нельзя… Ну я не знаю как сейчас поступит президент, его право в принципе вето наложить, направить нам свое мнение по этому поводу… Ну посмотрим, как будут развиваться события… Ну вот это то, что категорически неприемлемо и категорически не нравиться. Не нравиться еще то, что Жилищный кодекс превращают в некоторую инструкцию, т.е. там много избыточных подробностей, деталей, которые можно было бы решить на уровне Устава ТСЖ, на уровне Устава того же Совета дома, они должны какой-то документ безусловно принять, на уровне документов правительства и даже там Министерства регионального развития в виде распоряжения министра, совершенно не нужно это в законодательный акт серьезный вот такие детали прописывать… Ну что все-таки хорошего? Помимо того, что усиливается возможность контроля нас собственников за деятельностью ТСЖ, ЖСК и управляющих организаций, появилось добытое в большой борьбе, серьезной борьбе, запись о том, что все-таки по решению общего собрания собственников можно заключить прямой договор с ресурсоснабжающей организацией на предоставление либо всех услуг, либо части этих услуг. Причем исправление произошло только в третьем чтении, потому что была очень хитрая формулировка о том, что «если в договоре управления это предусмотрено»… Нет сейчас только по решению общего собрания, мы на этом настаивали. 

Я вот какой вопрос хотел задать уточняющий т.е. каждый собственник сам заключает договор с ресурсоснабжающей организацией, т.е. мы перестаем зависеть от того… от добросовестности управляющей компании, которая неизвестно что делает с теми денежными потоками, от РКЦ, которые стали «карманными» во многих регионах навязанная услуга это достаточно серьезные денежные потоки с неизвестным их дальнейшим распределением… И здесь тоже, из опыта мы знаем, одни добросовестные плательщики за свои услуги, другие недобросовестные… А отвечать будут на границе ответственности в пределах всего дома? Предусмотрено ли регулирование этого вопроса?

Хованская Г.П.: Еще один момент о котором Вы не сказали ведь в нынешней ситуации управляющие организации, ТСЖ и ЖСК, заключая договор с ресурсоснабжающей организацией, отвечает за всех неплательщиков в доме. Ну они по существу не отвечают… они просто на добросовестных плательщиках расписывают эти долги… Квартира сдается вместо одного человека там может быть и 5, и 10… вот сейчас Дума будет рассматривать документы… по нормативам или по приборам… но у нас далеко не у всех стоят счетчики…а нормативы, как правило, во всех регионах, на воду по крайней мере, на услугу «водоснабжение», на воду нормативы завышены… многократно… и об этом люди узнают и понимают, что они переплачивали многие годы водоканалам соответствующим локальным монополистам в 2-3 раза. по Москве этот коэффициент вообще ужасающий 3,5 раза. Потому что норматив с общедомовым потреблением 320+64, ну посчитайте, я в литрах пока говорю, потому сейчас у нас перешли уже на кубы… ну не важно… 384 литра, это понятнее для слушателя, в сутки на человека… а когда устанавливается счетчик в Москве, то потребление снижается от 90 до 120 литров в диапазоне… Вот и считайте… во сколько раз в зависимости от вашей чистоплотности от 3 до 4 раз…

Галина Петровна, а что-то в этом плане предполагается урегулировать законодательно, может какие-то хотя бы пусть с поправочными коэффициентами, ведь люди у нас в Красноярске и Краснодаре одни и те же живут… у них одни и те же традиции…

Хованская Г.П.: Да, у нас мало тех, кто моется один раз в неделю, принято и душ утром принять… особенно в больших городах в нашей жизни такой бензиново-задымленной… Дело в том, что вы вышли сейчас уже на другой уровень… у нас тарифы, а теперь и нормативы после изменений в Жилищный кодекс устанавливают региональные власти, региональная энергетическая комиссия (но они иногда по другому называются), но смысл в том, что это РЭКи, так называемые, которые в субъекте федерации дают вот эти рекомендации и губернатор их утверждает своим нормативным документом постановлением или распоряжением.

Галина Петровна, вот такой сразу напрашивается вопрос: да есть 731 Постановление Правительства РФ, которое обязывает раскрывать информацию о структуре затрат, доходов, т.е. жители при определенной настойчивости у нас же надо требовать исполнения законодательства, это ведь не априори но все-таки есть законодательные инструменты истребовать достаточно исчерпывающую информацию, которую предполагает нам дать это Постановление, а если что-то похожее по контролю за РЭКами т.е. они как бы некая законодательная, даже подзаконодательная структура, которая не является ни Думой, ни загсобранием, ни каким-то другим законотворческим органом в субъекте, но тем не менее она на уровне местного законодательства определяет вот эти все нормативы? Что-то планируется?..

Хованская Г.П.: Очень хороший вопрос Вы мне задаете, потому что действительно если о прозрачности ресурсоснабжающих организаций говорит, выпущенное еще в декабре 2009 года Постановление 1140 Правительства Российской Федерации, о прозрачности деятельности управляющих организаций говорит, действительно, сентябрьское 2010 года Постановление Правительства тоже Российской Федерации… хотя принять эти документы надо было пять-семь лет назад. Понимаете, такого безобразия с которым мы сейчас сталкиваемся на местах, такой дезинформации или отсутствие информации у потребителя, не было бы… понимаете… Потому что только сейчас от нас люди начинают узнавать, некоторые еще не знают, что такие документы есть и более того 731 Постановлением может пользоваться не собственник, а, страшно сказать, наниматель может воспользоваться этой информацией, требовать как пользователь жилого помещения предоставить ему информацию.

А вот то, что касается региональных энергетических комиссий. У меня очень печальное наблюдение на этот счет, потому что здесь речь идет о естественной монополии. От естественной монополии нас может защитить только государство. РЭК это государственное образование некое, региональная энергетическая комиссия, созданная в субъекте Федерации. И вот я наблюдаю, что РЭКи защищают не нас зачастую, а защищают естественных монополистов, которые приходят (корыстно/бескорыстно - эту тему мы сейчас не будем обсуждать), но почему-то все как-то в одну сторону, все в одну сторону идет, и поэтому сейчас правомерно уже высшие должностные лица, которые отвечают за сферу ЖКХ, начали говорить о том, что нужно добиться не только прозрачности деятельности управляющих организаций и ресурсоснабжающих организаций, но и нужно добиться прозрачности комиссии… вот это нечто новое в нашем информационном пространстве появилось, и я думаю, что это все-таки выльется в какой-то нормативный документ…

Я Вам хочу рассказать свою историю… В свое время я была председателем комиссии по жилищной политике и входила, можете себе представить, вот в эту региональную энергетическую комиссию в городе Москве. Потом я была излишне любопытной видимо, я затребовала расшифровки из чего состоит тариф по воде, по теплу… и когда я увидела, что мы содержим всю социальную сферу пансионаты, профилактории, пионерские лагеря тянет на себе старушка, которая живет от пенсии до пенсии, когда там все судебные издержки, все … короче говоря, все то, что должно может быть и быть, дай бог им здоровья и в профилакториях находиться и лечиться… но это должно быть за счет прибыли предприятия, за счет прибыли, но не за наш счет. Мы должны заплатить только за то, что мы потребляем… В итоге было принято решение, мне сказали, что не царское это дело, не депутатское сидеть в какой-то комиссии смотреть из чего состоит тариф, и поэтому нас вывели из этих комиссий. Вот сейчас все-таки жизнь заставляет вернуться к этой схеме, чтобы хотя бы представители, избранные от населения, там присутствовали. Потому что их то мы можем переизбрать, а вот региональную энергетическую комиссию… ее состав мы не определяем…

А может быть их сделать подотчетным информационно перед местными органами… но не власти, а собраниями, загсобраниями? перед депутатами будут рассказывать…

Хованская Г.П.: Абсолютно логичное и хорошее предложение. С полной расшифровкой и обоснованием, почему принято такое решение. Вот сейчас была законодательная инициатива от нашей фракции «Справедливая Россия» от депутата Зубова, мы присоединились естественно… Он вообще предлагает ограничить рост тарифов, если нет уже старых контрактов и инвестиционных проектов, ростом инфляции.

Не далее чем вчера наш уважаемый Владимир Владимирович изрек из своих уст тоже самое…

Хованская Г.П.: тоже самое? ну замечательно, вот иногда совпадают точки зрения… Но тем не менее это не помешало уже «Единой России» фракции большинства конституционного Государственной Думы уже отклонить нашу законодательную инициативу… уже… Но у нас как правило бывает так: мы запустим какую-то инициативу, потом она отклоняется, потом ее берут чуть-чуть ну там видоизменяют и вносят. Ну я лично приветствую этот процесс, я не борюсь за то что ну я автор, у меня столько этих инициатив…я готова поделиться…

Тоже такой вопрос 307 Постановление, которое сегодня в основном регулируют правила предоставления коммунальных услуг, что-то взамен либо какая-то новая версия… что здесь?

Хованская Г.П.: Этот вопрос мне многие задают на встречах, особенно когда я встречаюсь с председателями ТСЖ и ЖКС. У нас создана ассоциация соответствующая. Я Вам могу сказать следующее, что было два варианта новой редакции 307 Постановления «О правилах предоставления коммунальных услуг». Но в связи с тем, что вносятся серьезные изменения в Жилищный кодекс, руководство департамента ЖКХ считает, что как только будут приняты эти поправки… в частности, прямые договора пока не допускаются 307 Постановлением… ну Вы знаете сколько из-за этого проблем… потому что 307 и договора между ресурсоснабжающей и юридическим лицом ТСЖ, ЖСК и управляющей организацией работает хорошо, когда управляющая организация или ТСЖ и ЖСК честные и когда в доме все платят… ну хотя бы 98%... иногда бывают обстоятельства в жизни, которые позволяют не заплатить в силу отсутствия…

В стране допустимый порог 88%, они должны покрывать все затраты… все равно какие-то есть асоциальные группы…

Хованская Г.П.: Вы понимаете адресная помощь это тоже отдельная больная тема и мы тоже вносили инициативу, чтобы не только в Москве не больше 10% семьи с низкими процентами доходов платили от своего совокупного семейного дохода за жилье и коммунальные услуги, но и по всей России, чтобы был такой уровень, чтобы была действительно эффективная адресная защита населения. Особенно это актуально в период кризиса, когда многие потеряли работу, многие до этого благополучные люди оказались в сложной жизненной ситуации. Но к сожалению, эта наша инициатива тоже была отклонена. Ну надеюсь, что может ближе к выборам хотя бы до 15% опустят эту планку. Лицемерное несколько высказывание о том, что «Ну ведь в Жилищном кодексе вы внесли поправку о том, что это право региональных властей и муниципальных властей»… ну простите они дотационные, а муниципальные образования они в подавляющем большинстве дотационные… На них все больше и больше возлагают обязанностей, а денег у них остается столько же, они не могут вот эти обязанности выполнить.

Галина Петровна, еще такой вопрос мы очень часто и в СМИ, и даже сегодня в нашем сегодняшнем интервью затрагиваем отношения между потребителями, поставщиками, никоими посредниками управляющих компаний… а вот роль структуры муниципальных образований, которые в общем-то отвечают за всю в целом инфраструктуру территории,… все со своими бедами идут и ищут справедливости там… У них что-то добавляется или что-то отнимается? Вообще хотелось бы услышать от Вас роль муниципальных образований даже, наверное, не в контроле, а в построении вот этой инфраструктуры, ее содержании, ее регулировании… Вот что здесь?

Хованская Г.П.: Здесь только в области контроля возникают новые полномочия. Усиливаются полномочия муниципальных образований и жилищных инспекций вплоть до того, что если есть жалобы на решение общего собрания (тоже по части фальшивых ТСЖ), то до сих пор муниципалитет, что писал: «Мы не можем вмешиваться в вашу деятельность на вашу жалобу и решайте на общем собрании, и обращайтесь в суд, мы не причем». Вот теперь они будут причем. По поправкам о которых мы сегодня говорим, это действительно большой проект. И одно из направлений это как раз полномочия новые муниципалитетов и жилищных инспекций. А жилищные инспекции вплоть до того, что они в судебном порядке могут тоже эти проблемы решать, обращаться в суды по нарушениям, которые допускаются при создании ТСЖ, при функционировании ТСЖ. Вот это очень серьезный момент, который Вы затронули. Надежда есть на то, что власть не устраниться от этого процесса.

Крен тех Постановлений и законов товарищи вы там сами решайте, а мы вам дадим инструмент регулирования…

Хованская Г.П.: Серьезнейшая тема капитальный ремонт. Серьезнейшая тема, потому что не вечен фонд содействия реформированию ЖКХ, хотя к деньгам фонда добавляются деньги бюджета регионального и бюджета муниципального, даже нищий собственник наш участвует с 5% в этом процессе. Я считаю, что как раз те, кто получает адресную помощь, вот эти 5% для них это неподъемная величина, потому что бедные люди живут, как правило, в плохих домах, а плохие дома… цена вопроса по ремонту капитальному она выше для плохого дома, чем для более благополучного. И поэтому они смотрят на этот взнос, который размером в две месячные пенсии и говорят… а мы от пенсии до пенсии живем… Это предложение было поддержано министром регионального развития Басаргиным Виктором Федоровичем, это мое предложение было поддержано предыдущим министром Яковлевым.. но воз и ныне там, ничего не сделано. Нужно внести изменение в 761 Постановление правительства по субсидиям. Но если господа ничего не сделают, чиновники, то придется нам в Жилищный кодекс такие вещи внести или в Закон о фонде внести пока он еще функционирует. Нам говорят: «Ну ведь он скоро закончит работу, вот зачем вы там меняете правила игры…» Но люди то хотят жить спокойно и не бояться, что перекрытие завтра обрушится, ведь у нас в стране трагические ситуации сейчас возникают, в том же городе Собинко, по-моему, Владимирской области недавно был жуткий случай, когда обрушились перекрытия и две жертвы, причем ребенок погиб и женщина. Шокирующая для меня ситуация… Но это как раз связано с тем, что у людей нет денег, у власти нет денег на то, чтобы этот дом отселить, потому что как только ты признаешь дом аварийным, ты обязан вне очереди всех переселить, а переселять некуда, средств на это у муниципалитета нет.

Галина Петровна, я вот как обыватель может ересь скажу… А почему не провести, не узаконить процедуру передачи дома в эксплуатацию в пользование жильцам? Их раньше содержало государство, выделялись бюджетные средства, они должны были эффективно использоваться… Т.е. у дома есть жизненный цикл, есть обязательные регламенты… По аналогии с автомобилем или еще с техническим средством… дом можно сравнить с техническим средством… всегда существует процедура и документ акт приема/передачи имущества в пользование, в эксплуатацию, в аренду и т.д., где по качеству, по количеству, по содержанию одна сторона сдает, другая принимает и она обязана в рамках тех регламентов, которые есть у нас, содержать это жилище, а некоторые и жилищем назвать нельзя… Есть ли смысл так подходить, немного откатить историю и передавать дома?

Хованская Г.П.: У нас практически, я поняла Ваш вопрос…У нас практически небольшой процент домов, где создано ТСЖ или где существует ЖСК, они действительно на самоуправлении вот когда дом полностью их и они за все отвечают. Они заключают договор с ресурсоснабжающей организацией, они нанимают подрядчиков в части содержания и ремонта дома, т.е. все делают сами, т.е. они реально управляют домом. Но в большинстве случаев у нас схема когда есть ТСЖ, но оно ТСЖ на бумаге, и по существу дом все-таки… за дом отвечает управляющая организация.

И я, честно говоря, сторонник профессиональных управляющих организаций, я не просто так создала Ассоциацию «Жилищная стратегия», и вот кстати по этому документу, о котором мы сегодня говорим, о поправках в Жилищный кодекс была идея, к счастью она не прошла, а прошла моя поправка об исключении раздела об обязательном членстве управляющих организаций в саморегулируемых организациях, об увеличении взноса в компенсационный фонд в 33 раза и увеличение числа членов этих саморегулируемых организаций с 25 до 100… Ну понимаете, вот сейчас только формируется этот процесс, более того управляющие организации они никогда не имели лицензии, то есть не было государственных лицензий. Почему у строителей это обосновано, ну потому что у них была государственная лицензия, сейчас она заменяется на допуск к саморегулируемой организации для того чтобы работать на этом рынке… здесь же не было никогда лицензирования, не требовала это деятельность лецензирования…

может это в основном бывшие МУПы и прочие структуры, которые…

Хованская Г.П.: ну были структуры, да они были подведомственны, каким-то образом контролировались государством, ну тем ни менее даже для частного бизнеса никогда… да вход свободный, да тем более абсурдно говорить, что у ТСЖ должна быть какая-то лицензия на управление домом. Я хочу сказать, что я за добровольное членство и моя ассоциация «Жилищная стратегия» она объединяет саморегулируемые организации, которые созданы добровольно. Вот у нас есть в Перми прекрасная организация возглавляет Самонов руководитель этой организации, в Архангельской области существует такая структура… И вот наша ассоциация «Жилищная стратегия» она не строит вертикаль из управляющих организаций, как это вот сейчас сделала «Единая Россия» в лице господина Плескачевского только из управляющих организаций, а мы на этой площадке ассоциации объединяем саморегулируемые организации из управляющих, из обслуживающих, из мусорщиков (мы их так ласково называем), лифтовики, которые не заменой лифта, не капитальными работами занимаются, а занимаются работами тоже не требующими допуска и членства в строительных СРО, т.е. это все, кто предоставляет в совокупности комплексную жилищную услугу. Соответственно там четыре структуры, как минимум, их СРО. Вот сейчас у нас будет зарегистрировано СРО, которое занимается вывозом мусора, санитарной очисткой территории. И лифтовики тоже есть у нас в ассоциации все, кто занимается экспертизой, текущим обслуживанием лифтового оборудования. Вот как бы такая структура… И Вы знаете, к нам приходят на интересе, не потому что там можно что-то какие-то пряники получить, просто идет поток информационный мы им рассказываем, что будет завтра, послезавтра, что нужно бы сделать. В общем у нас очень хорошие партнеры…

Галина Петровна и можно, пользуясь случаем, это не для эфира, своими мыслями поделюсь, потому что варюсь во всей этой теме, являюсь членом правления ТСЖ… у меня есть идея, что управляющие компании они… хорошо было бы если они были некоммерческими организациями… т.е., грубо говоря, структура такая: те ТСЖ, которые образовались, организуют управляющую компанию, которая занимается только координацией действий как раз таких организаций, о которых Вы рассказывали… У нас есть ТБО, горничные, сварщики, электрик и прочее… т.е., если по структуре города, населенного пункта, у нас вот эта ассоциация председателей ТСЖ, она, как Совет директоров, принимает всевозможные свои внутренние регламенты, сметы, бюджеты, утверждает структуру договоров как раз с поставщиками и сервисными компаниями… у них между жильцами, которые не являются профессионалами и профессионалами в области оказания сервисных услуг в области ЖКХ была бы полуобщественная (некоммерческая организация) без права получения прибыли, правда прибыль она может получить, но она ее распределяет на уставные цели… Была бы как раз такая структура, защищающая с одно стороны и тех жильцов, которые им делегировали свои полномочия, и стояли бы неким управленческим, не делегирующей структурой, как сегодня Председатель ТСЖ отсылает всех своих жителей, а вот иди в управляющую компанию и с ней разбирайся… Некоммерческая организация в которую входит председатель ТСЖ…

Хованская Г.П.: Такие ассоциации в Москве уже есть Ассоциация «Юго-Запад»

Я бы не сказал, что эти ассоциации как структура управления… как некий глашатай, отстаивающий их интересы, более профессиональный… чтобы были свой бухгалтер, свой управдом…

Хованская Г.П.: Кстати в этом законе есть норма о том, что ТСЖ могут объединиться в ассоциацию. Это новое… Раньше в законе о ТСЖ это было, а потом, когда его отменили, норма выпала. Т.е. можно уже, есть база законодательная для того, чтобы об этом говорить серьезно, наполнять каким-то реальным содержанием, не только общественное донесение информации, а именно, какие-то управленческие функции делегировать. И то, что делегируют ТСЖ этому следующему уровню, то и будут они делать… Еще хочу вернуться к теме капитального ремонта, потому что вопрос этот очень многие задают. Что будет потом? Есть два сценария развития этой ситуации. Я об этом стараюсь, как можно больше говорить, потому что мои оппоненты в лице господина Цицина, руководителя фонда, пропагандирует, ну что нужно хранить место сидения, очень теплое, очень хорошее, отработанное, создать теперь не общероссийский фонд, а региональные фонды и заставить, обязать граждан независимо от того нужен вашему дому ремонт сегодня или он понадобится через 25 лет платить некий сбор, т.е. с нас практически будут взимать деньги в виде обязательного сбора в некий общий котел… И вместо того, чтобы решение общего собрания определять нужен дому капитальный ремонт или не нужен по предложению ТСЖ или управляющей организации, в этом сценарии будут решать опять чиновники в этом региональном фонде когда вам, в какой очередности и т.д. проводить этот ремонт. Более того, если сейчас закрытый перечень работ в законе о фонде капитальных работ, который могут производиться, и мы с боем пробили укрепление фундаментов, только для северных территорий удалось пробить, хотя это на юге проблемы есть оползни и прочие всякие дела… Ну Вы знаете, моему дому не нужны счетчики у меня на юге фундамент надо укреплять, оползни прошли… мне скажут нет вот по этому перечню… Теперь этот перечень регион утвердит, законодательное собрание, а не Государственная дума. В этом вся разница. Это тоже большой минус. Сбор, отсутствие решения как бы общего собрания, а чиновники решают когда… ну они проведут потом собрание… Деньги будут собираться… И как они хранят эти деньги… как инфляция их съедает тоже отдельный вопрос… Накопительная система нас уже в жизни научила, когда в период дефолта ЖСК потеряли деньги, которые они 10 лет собирали на капитальный ремонт, у нас же это было, это была просто трагедия… на общественный совет приходили председатели ЖСК и говорили: «Спасите наши деньги». А как спасти? Кое-кому мы сумели помочь, но далеко не всем… Правительство Москвы взялось помогать в этой ситуации. Эти деньги в неустойчивой экономической среде… У нас и кредиты ипотечные не на 30 лет, понимаете… по той же самой причине. Нет длинных денег, нет стабильности… Этот сценарий активно меня не устраивает. Я предлагаю другой сценарий. Это долгосрочный кредит. Здесь тоже роль государства совершенно необходима, как в первом сценарии, где государство будет добавлять порядка 10% в этот фонд, а в нашем варианте мы просим государство дайте нам кредит на длительный срок и на очень льготных условиях… Так делает вся цивилизованная Европа. Именно по такому сценарию идут. У нас пока известный мне случай кредита, который люди взяли сами, но там дом был не сильно запущенный, на 7 лет под 8% годовых, им промежуточная некоторая структура предоставил вот такой кредит. Это, по-моему, в Ростовской области. Я слышала об этом в Совете Федерации на слушаниях. Вот это единственный пример. Ну если вам скажут, что вам кредит дадут под 4-6%, а тем более вспоминают те, кто в ЖСК живут, а вот помните, нам ссуду давали беспроцентную, беспроцентную государство давало на строительство. Почему бы сейчас это не сделать на капитальный ремонт? Кстати, фронт капитального ремонта гораздо шире, чем фронт строительства, потому что весь жилищный фонд надо ремонтировать… 60% уже сейчас нуждается в капитальном ремонте. А завтра этот дом будет непригодный, а послезавтра он будет признан аварийным и его нужно будет сносить и цена вопроса, я вас уверяю гораздо выше. Так вот в нашем сценарии, ну можно естественно небольшое накопление сделать в течение года для первоначального взноса, ну для того, чтобы какая-то гарантия была и у банка или у какой-то организации. Еще один момент для участия государства и государственные гарантии, и субсидирование процентной ставки. Это не ноу-хау Хованской, Вы знаете, что в Германии очень поощряется эта деятельность исключительно. Более того организациям-подрядчикам, которые идут на капитальный ремонт жилищного фонда им льготы колоссальные дают налоговые льготы, вычитается вот эта вся деятельность и она не подлежит налогообложению. Ну так давайте, придумайте, это уже не моя сфера, это уже налоговое законодательство, но я как бы исходя из здравого смысла просто рассуждаю. Мы бы такой кредит взяли и взяли бы его не сейчас, если дом новый. Так давайте таким образом действовать. Почему бы и нет? Тема для дискуссии кстати.

Я думаю, что здесь, не только банковские структуры, здесь и страховые компании могли бы хорошо получать… Можно же давать как у страховщиков: а вы регламентную работу проводили, текущий ремонт делали покажите сколько денег потратили на это дело, вы ничего не потратили мы вам процентик делаем, потому что у вас большие работы будут; вы делали 20 лет хороший текущий ремонт и трубы у вас новые вам вообще без процентов… если бы между получателями услуг стояла еще страховая компания… Это страхование рисков на протечку, на прорыв…

Хованская Г.П.: Дифференцированный разумный подход. Отличное предложение, правильное.

У нас же еще инфраструктура, ее еще не успели рассмотреть. Между границами у нас еще сети огромные, которые тоже не совсем понятно чем и кем финансируются и кто несет за них ответственность. И самое последнее, не понятна сама ответственность… вот под ответственность государства, вот под ответственность управляющей компании… а ответственность то какая, в чем? Сегодня, допустим, ответственность управляющей компании перед… ее нет, ее нет… Спор хозяйствующих субъектов… Компания смело разбазаривает многомиллионные дома в Москве… Какая ответственность предполагается?

Хованская Г.П.: Единственное, что я могу сказать, но в отношении управляющих организаций, а в отношении ТСЖ и ЖСК. Вот теперь в Правлении бухгалтером не сможет быть гражданин, который был осужден по тяжким преступлениям, в пределах административного наказания тоже, естественно, никаких возможностей не будет входить в Правление ТСЖ. А вот третья позиция, с которой я не сильно согласна, это если он был членом саморегулируемой организации в области строительства, проектирования, изысканий… и по каким-то причинам их исключили из саморегулируемой организации или они сами вышли… ну Вы знаете, разные причины, иногда просто малый бизнес не может заплатить вот этот взнос в компенсационный фонд, а нас, как раз в части капитального ремонта, интересует малый бизнес в строительстве… у нас могут быть небольшие работы, небольшие объемы и как раз небольшие строительные компании очень даже нам нужны, чтобы они остались, сохранили себя на этом рынке… Но вот видите, взнос такой загнули… Единственное допуски сейчас не для всех видов работ сокращен этот перечень работ, по которым нужны допуски, и соответственно необходимость членства в саморегулируемой организации в строительной отрасли. Ну вот такие изменения также будут в законе, что не всякому не любому…

Я к сожалению, не услышал… это сплошь и рядом… нет практик признания уголовщин… в Москве только одна из практик дом на Арбате добился возбуждения уголовного дела по схожей схеме. А по стране сплошь и рядом… Факты мошенничества и, мне кажется, вопрос доверия населения вообще ко всей реформе в сфере ЖКХ, т.е. что это кампанейщина и ничего хорошего не принесет, что тарифы, как раз и растут, подъезды как были грязными, так и есть. В регионе, за МКАД пойдите… Я приезжаю в своем родном городе во двор маленьким пацаном бегал по гладкому асфальту, сейчас это проселочная дорога внутри в центре практически города… Понятно, что это дорого, никто этого не делает… Т.е., мне кажется, вот защита этой реформы должна быть адресной, вот мы говорим о фактах мошенничества, чтобы этого не было, не был спор хозяйствующих субъектов. Ведь надо понимать, что это непрофессиональные люди, которые знают к кому пойти, куда податься, собрать достаточно денег на хороших юристов, на адвокатов… Вот мне кажется, что либо муниципалитетам давать вряд ли, какие-то общественные организации в рамках дум всевозможных, которые контролировали бы вот эти вещи…

Хованская Г.П.: На самом деле я хочу повернуть Ваш вопрос в другую сторону… Вот Вы много знаете глав муниципальных образований, которые способствуют созданию конкурентной среды? Потому что это тоже рычаг давления на управляющую организацию: недобросовестную выдавит рынок, не будут приглашать собственники домов, не будут доверять свой дом недобросовестной компании с плохой репутацией. Но что происходит у нас, особенно в небольших городах? Глава города говорит: «Здесь будет мой племянник Сидоров, а здесь будет мой двоюродный брат Иванов. И ты сюда не суйся.» Приходит вот хороший, привожу пример по Московской области пример, просто знаю… В город пришла управляющая организация из Владимирской области бывшего министерства обороны, профессиональные люди, знающие, добросовестные, честные… решили расширить свой бизнес. Они переговорили с каждым собственником, они провели общее собрание, все по закону. Им доверили, их выбрали. Что происходит дальше? Происходит их дискредитация со стороны главы города, который не хочет упустить несколько домов, взятыми в управление этими профессиональными людьми, и начинается вплоть до того, что начинают подбрасывать по ящикам всякую дезинформацию, гадости об этой управляющей организации. Это при всем при том, что закон ими соблюден от А до Я. Где конкурентная среда? Вот здесь и конкуренция должна быть. Это вам не ресурсоснабжающая организация, где государство должно нас защитить. А здесь обратная ситуация, когда муниципальная власть препятствует созданию конкурентной среды. Это жуткое бедствие, жуткое.

Я думаю, что, это мое предположение, что если все-таки получится выйти на прямые договора денежные потоки уйдут… этот бизнес станет сервисным, он будет трудоемким, малорентабельным…

Хованская Г.П.: но зато стабильным и долгоиграющим… Площадка колоссальная для малого бизнеса… Появилась надежда. Это было трудно доказать… А я уже слышу реакцию некоторых Председателей ТСЖ даже ходящих, правда в качестве гостей на мой Совет, они не согласны, это неправильно. Знаете какой аргумент? Ну как же собственник наедине останется с монополистом, мы вот его типа защищаем… Но это правильно когда, я еще раз подчеркивая, профессиональный и добросовестный Председатель ТСЖ и когда в доме добросовестные плательщики, где там 95-98% собираемость, а вот во всех других случаях мы с вами уже обсудили какие минусы…

Мы знаем о таком изобретении, как единый платежный документ.

Хованская Г.П.: …это нарушение закона «О защите прав потребителя», навязанная в чистом виде услуга. Да, если у меня нет профессионального бухгалтера, которому я могла бы доверить эту… я могу нанять эту структуру, заключить с ней договор, чтобы она мне эту услугу предоставила. Но ее навязывают повсеместно.

У нас масса организаций, небольших бухгалтерских, аудиторских компаний, которые с удовольствием возьмут на бухгалтерское обслуживание любое ТСЖ. Мало того наша компания 1С разрабатывает недорогие решения для как раз таких случаев.

Хованская Г.П.: Ну у вас очень необходимая деятельность в общем-то для многих граждан России…

Для ЖКХ у нас миссия сделать тарифы меньше.

Хованская Г.П.: Не меньше, они должны быть разумнее, они должны быть понятны, они должны быть прозрачны.

Галина Петровна и давайте для эфира подытожим все-таки, что у нас предполагается в этом году уже принято в третьем чтении, что оно уже было объявлено… Можем такой дайджест составить?

Хованская Г.П.: Ну, вот я только могу сказать о том что уже три чтения прошли, поправки в Жилищный кодекс, очень большой блок поправок и практически изменится сильно картина мира… жилищного… в этой части, потому-то и усиливается контроль за управляющими организациями, за ТСЖ, за ЖСК, и в части членов правления, и в части их деятельности, в части прозрачности этой деятельности; усиливаются полномочия муниципалитетов по мешайству в ситуациях, которых, мягко говоря, не отвечают интересам собственников жилья; усиливаются позиции жилищной инспекции, ну она и так в общем-то отвечает за дом, это единственная структура, с которой я взаимодействую по всем регионам, и в общем-то если чего-то я и добиваюсь, то это руками инспектора жилищного в регионе, потому что мне не дотянуться от Калининграда до Дальнего Востока это очень сложно, страна у нас большая… И, конечно, нужно менять и другую часть Жилищного кодекса вот, но еще хочу добавить, о чем я уже говорила, хочу еще раз суммируя выводы по новому проекту, все-таки ТСЖ фальшивое создать будет очень сложно, вот с такими изменениями… я не могу сказать, что их не будет совсем, ну то, что создать их будет сложно, поменять устав будет не так просто вот это точно. Потом еще мы не затронули одну тему… помните такая была тема, она звучала в прессе в том числе это супер ТСЖ, когда в Саратове, район целый, все дома одного района вошли в одно ТСЖ… И граждане, когда им говорили, что значит для того чтобы выйти из этого супер ТСЖ собирайте всех, собрание всех домов… это было издевательство… да мне пришлось в свое время обращаться в Верховный суд и он дал разъяснение, что можно решением общего собрания одного дома отползти из этого супер ТСЖ, а вот сейчас это будет просто не по судебному решению, а норма в Жилищном кодексе там путем преобразования, путем выделения отделения, в общем короче говоря все вот эти процессы описаны сейчас подробно, то есть можно просто распустить ТСЖ, ну тогда действительно, как супер ТСЖ создав, во всех домах тогда нужно решение всего сообщества, а можно выделится отдельный дом может выделится, вот об этом тоже записи есть в этих поправках в Жилищный кодекс.

Видите, изменения тут серьезные, интересные, разные и, как мы с вами проанализировали, хорошие и не очень хорошие.

Думаю, что принятые в Жилищный кодекс поправки они послужат базисом для разработок подзаконных актов, постановление. И может мы что-то увидим вместо 307 Постановления.

Хованская Г.П.: Правительство будет обязано привести в соответствие и 306, и 307. Надеюсь, что это будет в этом году, т.к. в сентябре предполагается ввести единый сайт для управляющих организаций. Кстати я еще не сказала о том, что реестр будет вести Жилищная инспекция по началу деятельности управляющей организации. Вот об этом тоже надо знать. Ежегодно нужно будет сведения предоставлять о собственниках. Ну дополнительная головная боль, но и контроль за ситуацией все-таки.

Спасибо огромное, рады были Вас увидеть.

Другие материалы по теме: