Скопируй, добавьте в контакты:

и перейди в приложение по ссылке:
X
ООО Тиражные решения 1С-Рарус

+ 7 (495) 777-25-43

+ 7 (8362) 49-46-89

Формирования отчетности ТСЖ

Основная деятельность товарищества собственников жилья (ТСЖ) как некоммерческой организации (далее НКО) не связана с извлечением прибыли. Цели организации ТСЖ направлены на достижение общественных благ. Согласитесь довольно трудно отразить результаты работы нематериального характера с помощью стоимостных показателей бухгалтерского учета. И все же основной задачей управления  ТСЖ остается ведение бухгалтерского учета. Ну сами представьте, как без данных учета работать с должниками, поставщиками и обслуживающими организациями, мы рискуем принимать управленческие решение в отсутствии систематизированной финансовой информации.

И так мы сделали вывод, что ведение бухгалтерского учета в ТСЖ  необходимо. И как в ведении учета любой организации основной проблемой является формирование отчетности. В нашем случае мы попробуем рассмотреть проблемы и особенности формирования отчетности ТСЖ.

С просьбой рассказать поподробнее о специфике учета ТСЖ  мы обратились к Л.М.Бурмистрова, к.э.н. доцент, аудитору, Президенту компании "Сайнс Аудит":

«Требования к учету в НКО достаточно строги. Учет должен вестись раздельно по каждому источнику финансирования. Учет косвенных расходов предполагает их накопление и последующее распределение по объектам учета. При раздельном учете в ТСЖ очень трудно определить базу для распределения косвенных расходов. Численность административного персонала в ТСЖ невелика, арендную плату за офис администрация ТСЖ обычно не платит, а расходы на энергию и тепло для администрации не существенны по сравнению с общей суммой платежей поставщикам. Однако раздельный учет должен ставиться и здесь. Основой для раздельного учета в ТСЖ является утвержденная общим собранием смета. Объектами учета являются статьи сметы. В учете НКО как нигде важны документы, подтверждающие факт расходования средств. Нужно иметь не только подтверждающие оплату документы, но и обоснование понесенных расходов. Также желательно иметь обоснование выбора поставщика. Рекомендуем осуществлять выбор поставщика на основе тендера. В ТСЖ учет достаточно громоздкий и трудоемкий. Организация учета требует раздельного учета по объектам расходов и по субъектам доходов. Это значит ведение лицевых счетов по каждому участнику с разделением целевых средств и направлений финансирования, а также ведение учета в разрезе статей сметы. Требуется также ведение учета резервов (например, на капитальный ремонт). Раздельно должны учитываться средства, поступившие от участников, за услуги сторонних организаций (электроэнергия, тепло, газ). Эти средства должны без задержки, транзитом, перечисляться поставщикам этих услуг. В противном случае возникает налоговая база по налогу на прибыль. Специфика деятельности такова, что правильная организация учета – залог правильного налогового планирования и оптимизации налогов. Такой сложный учет трудно организовать без специального программного обеспечения».

Планы финансово-хозяйственной деятельности ТСЖ, которые утверждаются общим собранием членов, предполагают равенство поступлений и выбытий за период. Исключение составляют финансовые планы, в которых имеются статьи взносов в накапливаемые ТСЖ специальные целевые фонды или статьи затрат за счет их источников. Но в любом случае конечный целевой результат сводится к нулю.

Однако финансовая отчетность представляет информацию не только о том,  какой результат, но и как он получен. Фактическое тождество поступлений и выбытий и нулевой результат для ТСЖ являются закономерными, ибо все средства ТСЖ могут быть потрачены только на уставную деятельность. Главным, в свою очередь, для ТСЖ является фактор соответствия деятельности установленной смете. Поэтому и проблема формирования отчетности ТСЖ сводится к раскрытию исполнения сметы.

Давайте определим для себя, что есть внутренние и внешние пользователи отчетностью ТСЖ. Внутренние – это административно-управленческий персонал организации, а внешние – все остальные (собственники, члены ТСЖ).

И так, возвращаясь к проблемам формирования отчетности ТСЖ необходимо отметить, что важнейшей особенностью составления отчетности является её достоверность. Что же такое достоверность бухгалтерской отчетности в ТСЖ – это полное представление об имущественном и финансовом положении ТСЖ, а также финансовых результатах его деятельности. Многие ТСЖ применяют упрощенную систему налогообложения и не ведут официальный бухгалтерский учет (так как для них это не является обязательным). Но отметим, что наши внешние заинтересованные пользователи отчетности все-таки хотели бы получать отчеты о результатах деятельности ТСЖ. Таким отчетом может быть форма № 6 «Отчет о целевом использовании средств», который  может быть использован в целях внутренней отчетности, при определенных модификациях.

В случае, когда одна сторона обеспечивает финансирование, а другая использует по назначению финансы, есть риски неполучения для обеих сторон одинакового (запланированного) результата. С целью снижения таких рисков устанавливаются различные ограничения, которые направлены на защиту общественных интересов.

Среди таких ограничений: нормы действующего законодательства, обуславливающие правомерность использования целевых средств и общеорганизационные документы ТСЖ (Устав, смета, внутренние регламенты и положения).

Бурмистрова Людмила Михайловна прокомментировала: «Отчетность в НКО по объему даже больше, чем у коммерческих организаций. Дополнительно заполняются разделы в Декларации по налогу на прибыль. Раздельно требуется вести учет операций, облагаемых и необлагаемых НДС, соответственно заполняются разделы Декларации по НДС. Поскольку некоторые НКО, в частности ТСЖ, не платят налог на имущество, то и отчетность по налогу на имущество содержит как облагаемое, так и необлагаемое имущество.

В ТСЖ самый трудоемкий процесс это доказать, что поступающие на счет товарищества средства – не выручка. Поэтому многие бухгалтеры ТСЖ предпочитают идти по более легкому пути и отражают платежи членов ТСЖ как выручку за услуги. Без специального инструктажа и консультаций бухгалтеру очень трудно провести разделение облагаемых и необлагаемых налогом на прибыль поступлений».

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что основными проблемами формирования отчетности ТСЖ служат:

  1. раскрытие исполнения сметы;
  2. обеспечение достоверность отчетов;
  3. трудоемкость процесса формирования отчетности;
  4. отражение поступающих на счет товарищества средств как не выручки.

Для решения данных проблем с учетом особенностей формирования отчетности ТСЖ необходимо использовать современное программное обеспечение, которое отвечает основным требованиям ведения учета в ТСЖ. Использование специализированной программы поможет ТСЖ существенно повысить достоверность бухгалтерского учета, согласовать учетную политику с уставом и сметой ТСЖ. В результате определенные объекты учета (вступительные взносы, дополнительные взносы, специальные целевые фонды) могут быть правильно и правомерно отражены в учете ТСЖ и идентифицированы на основании положений Устава ТСЖ. Это важно, так как для утверждения отчета об исполнении сметы результаты деятельности ТСЖ можно оценить только путем сравнения данных с показателями сметы, причем структура сравниваемых данных должна совпадать.

Одним из наиболее успешных решений для автоматизации учета в отрасли ЖКХ является программный продукт «1С:ВДГБ:Учет в управляющих компаниях, ЖКХ, ТСЖ и ЖСК», разработанный на базе 1С:Бухгалтерия 8 и сертифицированный фирмой «1С». Эта программа помогает полностью реализовать указанные выше требования к отчетности ТСЖ. Она легка в освоении и удобна в использовании. Важным преимуществом является возможность настройки данной программы под конкретные нужды ТСЖ. Ознакомиться с возможностями программы Вы сможете, связавшись с партнером фирмы «1С» в Вашем регионе по координатам, приведенным ниже.

Координаты для связи с партнером фирмы «1С»: ____________________

Координаты официального дистрибьютора фирмы «1С»: _____________