Скопируй, добавьте в контакты:

и перейди в приложение по ссылке:
X
ООО Тиражные решения 1С-Рарус

+ 7 (495) 777-25-43

+ 7 (8362) 49-46-89

Распоряжение Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р
(с изменениями от 8 января 2003 г., 5 декабря 2005 г.)

В соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" утвердить прилагаемые Рекомендации по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Председатель Правительства
Российской Федерации                                                                                    М.Касьянов

Москва
17 июля 2002 г.
N 983-р

Рекомендации
по разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
(утв. распоряжением Правительства РФ от 17 июля 2002 г. N 983-р)
(с изменениями от 8 января 2003 г., 5 декабря 2005 г.)

1. Настоящие Рекомендации определяют единый подход к разработке организациями, совершающими операции с денежными средствами или иным имуществом, включая профессиональных участников рынка ценных бумаг, страховые и лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, ломбарды, организации, осуществляющие скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также проводящие лотереи и иные игры, в которых организатор разыгрывает призовой фонд между участниками, в том числе в электронной форме, организации, осуществляющие управление инвестиционными фондами или негосударственными пенсионными фондами (далее именуются -организации), правил внутреннего контроля, осуществляемого в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее именуются - правила).
2. Утратил силу.
3. Правила должны содержать порядок документального фиксирования необходимой информации, обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, порядок приостановления операций с денежными средствами или иным имуществом в случаях, предусмотренных пунктом 10 статьи 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом специфики деятельности соответствующей организации.
4. По операциям с денежными средствами или иным имуществом (далее именуются - операции), подлежащим обязательному контролю в соответствии с Федеральным законом "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", документально фиксируется:
а) вид операции и основания ее совершения;
б) дата совершения операции и сумма, на которую она совершена;
в) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, совершающего операцию;
г) сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция;
д) сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, совершающего операцию от имени этого лица;
е) сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и его представителя.
5. Правила должны предусматривать выявление и документальное фиксирование наряду с операциями, подлежащими обязательному контролю, операций со следующими признаками:
а) запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
б) несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
в) неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;
г) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что сделки осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
При разработке критериев выявления и определении признаков необычных сделок учитывается также специфика деятельности организации и рекомендации, утверждаемые Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.
6. В правилах должны предусматриваться разработка и реализация следующих программ осуществления внутреннего контроля:
а) идентификация и изучение клиентов организации и иных участников операции;
б) выявление операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем или финансированием терроризма;
в) оценка риска совершения клиентом организации операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;
г) документальное фиксирование необходимой информации;
д) обучение сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
е) иные программы.
Указанные программы разрабатываются организациями с учетом специфики деятельности организации и рекомендаций, утверждаемых Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.
7. При разработке программы идентификации и изучения клиентов организации и иных участников операции целесообразно предусматривать использование анкетирования - составления документа, содержащего сведения о соответствующем лице и о его деятельности.
Рекомендации по разработке формы анкеты утверждаются Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу по согласованию с соответствующими надзорными органами.
8. В целях идентификации физических лиц на основании документа, удостоверяющего личность, устанавливаются и фиксируются следующие данные:
а) фамилия, имя, а также отчество (если иное не следует из закона или национального обычая);
б) дата и место рождения;
в) место жительства (регистрации);
г) место пребывания;
д) сведения о документе, удостоверяющем личность (вид, серия и номер, дата выдачи и орган, его выдавший).
На основании свидетельства о постановке на учет в налоговом органе фиксируется идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
9. В целях идентификации юридических лиц на основании учредительных, регистрационных и иных документов устанавливаются и фиксируются следующие данные:
а) наименование;
б) регистрационный номер и дата регистрации;
в) место регистрации;
г) место нахождения;
д) почтовый адрес;
е) идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);
ж) коды форм федерального государственного статистического наблюдения.
10. При идентификации юридических лиц необходимо обращать особое внимание на следующие данные:
а) состав учредителей (участников) юридического лица;
б) структура органов управления юридического лица и их полномочия;
в) размер зарегистрированного и оплаченного уставного (складочного) капитала или размер уставного фонда, стоимости имущества.
11. Правила должны предусматривать периодическое (как правило, не реже одного раза в год) обновление сведений, полученных в результате идентификации и изучения клиентов организации.
12. В правилах должно предусматриваться обязательное составление сотрудником организации (по форме, утверждаемой руководителем организации) сообщения об операции при выявлении признаков операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Рекомендации по включаемым в такое сообщение данным утверждаются Комитетом Российской Федерации по финансовому мониторингу.
13. Сообщение об операции незамедлительно передается ответственному лицу для предварительного рассмотрения и принятия решения о целесообразности его представления руководителю организации.
О решении, принятом ответственным лицом, в сообщении об операции делается соответствующая запись.
Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей операции в Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу принимает руководитель организации.
14. Если организация оценивает риск совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма, как высокий, операциям этого клиента уделяется повышенное внимание.
15. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами организации. Документы, позволяющие идентифицировать клиента организации и иных участников операции, а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.
16. Способы фиксирования информации для целей противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, предусматриваемые в правилах, должны обеспечивать воспроизведение всех необходимых деталей операции (сделки) с учетом специфики деятельности соответствующей организации.
17. Правила и программы осуществления внутреннего контроля должны предусматривать обеспечение конфиденциальности фиксируемой информации о клиентах организации и совершенных ими операциях, а также о мерах, принимаемых организацией при реализации таких программ.
18. При разработке программы хранения информации и документов, получаемых при осуществлении внутреннего контроля, должно быть предусмотрено хранение оригиналов документов (заверенных в установленном порядке копий), содержащих сведения о клиенте организации или иных участниках операции, в течение не менее 5 лет с даты прекращения действия взаимных обязательств организации и клиента, а документов (заверенных в установленном порядке копий) по соответствующим операциям клиентов и сообщений об операции - в течение не менее 5 лет с даты совершения операции.
Учет и хранение сообщений об операции осуществляются ответственным лицом.
19. Утратил силу.


Другие материалы по этой теме: