Скопируй, добавьте в контакты:

и перейди в приложение по ссылке:
X
ООО Тиражные решения 1С-Рарус

+ 7 (495) 777-25-43

+ 7 (8362) 49-46-89

02.09.2016

ИТС ПРОФ выпуск август 2016

Предлагаем вашему вниманию краткий видеообзор диска ИТС версии ПРОФ.

Вы можете оформить информационно-технологическое сопровождение программ 1С через франчайзи в вашем городе, либо непосредственно через нас, 1С-Рарус - разработчика программных продуктов 1С.

Изменения в законодательстве и отчетность –
коротко о важном

Обновлена классификация основных средств
по амортизационным группам

Как известно, расходы на приобретение основных средств (ОС) необходимо списывать путем начисления амортизации.

Для этого в налоговом учете ОС необходимо отнести к одной из десяти амортизационных групп согласно постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы" (далее – Постановление № 1) (п. 4 ст. 258 НК РФ).

В настоящее время указанная классификация основана на Общероссийском классификаторе основных фондов (ОКОФ, ОК 013-94), утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359, который утрачивает силу 1 января 2017 года.

В связи с отменой действующего ОКОФ (ОК 013-94) Правительству РФ пришлось обновить Постановление № 1: с 01.01.2017 определять ОС по амортизационным группам в налоговом учете придется на основании нового классификатора ОКОФ (ОК 013-2014, утв. приказом Госстандарта РФ от 12.12.2014 № 2018-ст).

Вместе с тем поправки запретили использовать Постановление № 1 для целей бухгалтерского учета.

Указанные изменения внесены постановлением Правительства РФ от 07.07.2016 № 640, которое вступает в силу с 1 января 2017 года.

Расчет 4-ФСС дополнен новой таблицей для организаций, предоставляющих персонал

Приказом ФСС России от 04.07.2016 № 260 внесены изменения в расчет по форме 4-ФСС (утв. приказом ФСС России от 26.02.2015 № 59). Раздел 2 формы дополнен таблицей 6.1. Ее должны заполнять страхователи, которые осуществляют деятельность по предоставлению персонала и в рамках этой деятельности направляют временно своих работников заказчикам. К таким страхователям относятся частные агентства занятости и другие юридические лица, которые указаны в пп. 2 п. 3 ст. 18.1 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации". По действующим правилам названные страхователи уплачивают взносы на "травматизм" с заработка временно направленных работников исходя из страхового тарифа, который определяется в соответствии с основным видом экономической деятельности принимающей стороны. Кроме того, страхователи уплачивают эти взносы с учетом надбавок и скидок к страховому тарифу, устанавливаемых по итогам специальной оценки условий труда на рабочих местах, на которых фактически заняты сотрудники (п. 2.1 ст. 22 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ).

Приказ № 260 вступил в силу 1 августа 2016 года. Соответственно, таблицу 6.1 необходимо заполнять с представления расчета 4-ФСС за 9 месяцев 2016 года.

Увеличились лимиты доходов для перехода и применения УСН

Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее – Закон № 243-ФЗ) внес изменения в главу 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения". Поправки коснулись увеличения лимита доходов для целей перехода и применения УСН. Для тех налогоплательщиков, которые планируют перейти на УСН с 2017 года, применяется прежний лимит доходов, т.е. 59 805 000 рублей (45 000 000 x 1,329) (п. 2 ст. 346.12 НК РФ, приказ Минэкономразвития России от 20.10.2015 № 772).

Для сохранения права на УСН в течение 2017 г. необходимо придерживаться лимита в 120 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ в ред. Закона № 243-ФЗ). А для тех налогоплательщиков, которые решат перейти на УСН с 2018 г., сумма доходов за 9 месяцев 2017 г. не должна быть выше 90 млн руб. При этом для сохранения спецрежима в 2018 году налогоплательщики обязаны контролировать сумму дохода – она не должна превышать 120 млн руб. за налоговый (отчетный) период (пп. "а" п. 4, пп. "а" п. 5 ст. 2 Закона № 243-ФЗ).

Обратите внимание: упомянутый закон приостановил действие коэффициентов-дефляторов для целей УСН с 1 января 2017 года до 1 января 2020 года (п. 4 ст. 5 Закона № 243-ФЗ).

Поправки вступают в силу 1 января 2017 года. 

Когда индивидуальный предприниматель должен представлять расчет по форме 6-НДФЛ?

Минфин России в письме от 10.05.2016 № 03-04-05/26580 ответил на вопрос, когда индивидуальный предприниматель должен представить в налоговые органы расчет по форме 6-НДФЛ.

Финансовое ведомство напомнило, что согласно абз. 3 п. 2 ст. 230 НК РФ расчет сумм НДФЛ по форме 6-НДФЛ представляет налоговый агент по месту своего учета (месту жительства).

По общему правилу индивидуальные предприниматели, выплатившие физическому лицу доход, признаются налоговыми агентами (п. 1 и п. 2 ст. 226 НК РФ).

Кроме того, в п. 2 ст. 226.1 НК РФ перечислены лица (в т.ч. индивидуальные предприниматели), которые становятся налоговыми агентами при осуществлении операций с ценными бумагами.

Таким образом, представить в налоговые органы форму 6-НДФЛ индивидуальный предприниматель должен только в том случае, если в соответствии со ст. 226 и п. 2 ст. 226.1 НК РФ он признается налоговым агентом.

Как заполнить 6-НДФЛ, если фиксированный авансовый платеж превышает сумму НДФЛ,
исчисленную с зарплаты иностранного работника?

Согласно п. 6 ст. 227.1 НК РФ сумма НДФЛ, исчисленная с доходов иностранных граждан (работающих по найму в российских организациях), уменьшается на сумму фиксированных авансовых платежей по налогу, уплаченных за период действия патента применительно к соответствующему налоговому периоду.

В письме от 17.05.2016 № БС-4-11/8718@ ФНС России разъяснила, как заполнять раздел 2 расчета по форме 6-НДФЛ (в частности, за 1-й квартал 2016 года), если ежемесячный фиксированный платеж превышает сумму НДФЛ, исчисленного с дохода иностранного работника, и, соответственно, налог в бюджет не перечисляется. Например, зарплата иностранного работника за январь 2016 года составила 30 000 рублей, НДФЛ с нее исчислен в сумме 3900 рублей, а фиксированный платеж – 4200 рублей.

Налоговое ведомство указало, что зарплата, сумма НДФЛ и зачтенная сумма фиксированных авансовых платежей в отношении данного работника отражаются в строках 020, 040 и 050 раздела 1 расчета 6-НДФЛ за 1-й квартал 2016 года. При этом в разделе 2 указываются следующие данные:

  • по строке 100 "Дата фактического получения дохода" – 31.01.2016;
  • по строке 110 "Дата удержания налога" – 0;
  • по строке 120 "Срок перечисления налога" – 0;
  • по строке 130 "Сумма фактически полученного дохода" – 30 000;
  • по строке 140 "Сумма удержанного налога" – 0.

В указанном письме ФНС России изменила позицию относительно порядка заполнения расчета 6-НДФЛ в рассматриваемой ситуации.

Нужно ли заполнять строку 130 раздела 2 расчета 6-НДФЛ,
если сумма имущественного вычета равна сумме начисленного дохода?

Согласно Порядку заполнения расчета по форме 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@) по строке 130 раздела 2 указывается обобщенная сумма фактически полученных доходов (без вычитания суммы удержанного налога). Из Порядка не вполне ясно, как заполнять указанную строку, если сумма имущественного налогового вычета, предоставленного работнику, равна сумме начисленного дохода. Например, если в марте 2016 года сотруднику предоставлен имущественный вычет в сумме 100 000 рублей за февраль 2016 года и начислен оклад за март в сумме 100 000 рублей.

В письме от 20.06.2016 № БС-4-11/10956 ФНС России разъяснила, что в такой ситуации по строке 130 раздела 2 расчета за 1-й квартал 2016 года указывается полная сумма дохода, а именно 100 000 рублей.

Данные разъяснения поддерживаются в учетных решениях "1С:Предприятия 8".

Как заполнить 6-НДФЛ, если зарплата за декабрь 2016 года выплачена в январе 2017 года?

Согласно Порядку заполнения расчета по форме 6-НДФЛ (утв. приказом ФНС России от 14.10.2015 № ММВ-7-11/450@) и разъяснениям ФНС России по строке 070 раздела 1 указывается общая сумма НДФЛ, удержанная налоговым агентом на отчетную дату (на 31 марта, 30 июня и т.д.), нарастающим итогом с начала налогового периода. Таким образом, при выплате зарплаты, начисленной за март, в апреле в расчете за 1-й квартал эта строка не заполняется (так как НДФЛ удерживается в апреле), а налог указывается в разделе 1 расчета за полугодие.

В письме от 01.07.2016 № БС-4-11/11886@ ФНС России рассмотрела вопрос, должен ли соблюдаться этот порядок при заполнении расчета 6-НДФЛ за 2016 год, если зарплата за декабрь 2016 г. выплачена в январе 2017 г. Другими словами, должна ли эта сумма отражаться по строке 070 расчета 6-НДФЛ за 1-й квартал 2017 года, если она подлежит отражению в справке 2-НДФЛ за 2016 год (что следует из письма ФНС России от 02.03.2015 № БС-4-11/3283).

Ссылаясь на Порядок заполнения расчета 6-НДФЛ, налоговое ведомство разъяснило, что у налогового агента отсутствуют основания отражать в расчете 6-НДФЛ за 2016 год налог с зарплаты за декабрь, выплаченной в январе 2017 года. Следовательно, указанный НДФЛ подлежит отражению в 6-НДФЛ за 1-й квартал 2017 года.

Данные разъяснения поддерживаются в учетных решениях "1С:Предприятия 8".

Как уплачивать НДФЛ и отчитываться организации с обособленными подразделениями?

Согласно п. 7 ст. 226 НК РФ налоговые агенты – российские организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны перечислять исчисленные и удержанные суммы НДФЛ в бюджет по месту своего нахождения и по месту нахождения каждого обособленного подразделения.

По месту нахождения обособленного подразделения перечисляется НДФЛ с доходов, выплачиваемых по договорам гражданско-правового характера физическим лицам, если договоры заключены обособленным подразделением от имени организации.

В письме от 04.07.2016 № БС-4-11/11951@ ФНС России рассмотрела вопрос, куда уплачивать налог и представлять отчетность, если договор гражданско-правового характера (договор аренды недвижимого имущества) с физическим лицом заключила организация, а не обособленное подразделение.

Налоговое ведомство разъяснило следующее.

Если договор аренды недвижимого имущества заключила организация, то НДФЛ, удержанный при выплате арендной платы физлицу, перечисляется в бюджет по месту нахождения организации. Соответственно, в налоговый орган по месту нахождения организации представляются формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, заполненные в отношении указанного физлица.

Если договор аренды недвижимого имущества заключило обособленное подразделение от имени организации, то НДФЛ, удержанный при выплате арендной платы физлицу, перечисляется в бюджет по месту нахождения подразделения. Также в налоговый орган по месту нахождения обособленного подразделения представляются формы 2-НДФЛ и 6-НДФЛ, заполненные в отношении указанного физлица.

ФНС России отметила, что изложенный порядок перечисления НДФЛ и представления форм 2-НДФЛ и 6-НДФЛ применяется независимо от места нахождения принадлежащего физлицам на праве собственности недвижимого имущества, сдаваемого в аренду.

Теперь зарплату руководящего состава государственных (муниципальных) учреждений
и предприятий можно увидеть в Интернете

С 04.07.2016 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 347-ФЗ (далее – Закон № 347-ФЗ), призванный урегулировать вопросы оплаты труда управленческих должностей в отдельных организациях.

Так, новые положения распространяются на руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров (далее – управленческие должности) (ч. 1 ст. 145 ТК РФ):

  • государственных внебюджетных фондов РФ;
  • территориальных фондов обязательного медицинского страхования;
  • государственных или муниципальных учреждений;
  • ГУПов и МУПов (далее по тексту – госучреждения).

Как и ранее, зарплата работникам на управленческих должностях в госучреждениях устанавливается трудовым договором в соответствии с требованиями ТК РФ и иным трудовым законодательством. Но теперь размер их зарплаты ограничен предельным уровнем соотношения среднемесячной зарплаты по госучреждению. Этот показатель представляет собой максимальный разрыв между средней зарплатой управленческих должностей за календарный год и средней зарплатой остальных работников (ч. 2 ст. 145 ТК РФ). Его предельный размер устанавливает государственный или муниципальный орган, выступающий учредителем госучреждения, причем он не может быть выше предельного уровня соотношения средней зарплаты, который устанавливается нормативными актами (ч. 2 ст. 145 ТК РФ):

  • Правительства РФ (для управленческих должностей государственных внебюджетных фондов РФ, государственных учреждений, федеральных ГУПов);
  • субъектов РФ (территориальных ФОМС, государственных учреждений субъектов РФ, ГУПов субъектов РФ);
  • органов местного самоуправления (для муниципальных учреждений и МУПов).

При этом назначаемая работникам по управленческим должностям зарплата должна соотноситься с установленным в госкомпании пределом.

Заметим, что из данного правила есть исключения. Так, если госучреждение внесено в специальный перечень, утвержденный Правительством РФ, органами власти субъекта РФ или муниципальными органами, назначать зарплату управленческим должностям можно без учета предельного уровня соотношения зарплат (ч. 3 ст. 145 ТК РФ).

Несмотря на то, что Закон № 347-ФЗ вступил в силу с даты его опубликования (т.е. с 04.07.2016), предельные уровни соотношения среднемесячной зарплаты будут применяться только с 01.01.2017.

Таким образом, фактически положение о расчете предельного уровня среднего заработка будет полностью реализовано к 01.01.2017.

Кроме того, сведения о среднемесячной зарплате по управленческим должностям, рассчитываемой за календарный год, станут публичными. По правилам новой статьи 349.5 ТК РФ данная информация должна быть размещена в Интернете на сайтах госорганов и органов местного самоуправления, которые выступают учредителями госучреждений или на сайтах самих госучреждений.

При этом должны быть указаны только сведения о среднемесячной зарплате без указания данных о месте жительства, почтовом адресе, телефоне и т.д.

Порядок размещения такой информации должен быть утвержден нормативно-правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления.

Отметим, что появилось новое основание для увольнения руководителя госучреждения: если он назначит зарплату своему заместителю и (или) главному бухгалтеру без учета предельного размера соотношения зарплат, трудовой договор с ним можно расторгнуть. Соответствующие изменения внесены ч. 2 ст. 278 ТК РФ, предусматривающей основания для увольнения руководителя организаций.

Можно ли одним поручением перечислить налог, если Кодексом предусмотрено несколько сроков его уплаты?

Согласно Правилам заполнения платежных поручений на перечисление налогов в бюджет (утв. приказом Минфина России от 12.11.2013 № 107н) в поле "Назначение платежа" в реквизите "107" указывается налоговый период. Показатель используется для определения периодичности уплаты налогового платежа или конкретной даты его уплаты, установленной НК РФ.

Этот показатель состоит из 10 знаков. В соответствии с Правилами в 4-м и 5-м знаках показателя для месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей – номер квартала, для полугодовых – номер полугодия.

В письме от 12.07.2016 № ЗН-4-1/12498@ ФНС России разъяснила, как заполнять этот реквизит, если по налогу предусмотрено несколько сроков уплаты, но плательщик принял решение уплатить его полностью в один срок. Напомним, что к таким налогам, в частности, относится НДС, который уплачивается равными долями не позднее 25-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 174 НК РФ).

Налоговое ведомство разъяснило, что в такой ситуации налогоплательщик должен сформировать отдельные платежные поручения с разными показателями налогового периода в реквизите "107".

В рассматриваемом письме ФНС России также разъяснила, как исправить ошибки в оформлении платежного поручения на перечисление налога, если эти ошибки не повлекли неуплату налога на соответствующий счет Федерального казначейства. Налоговое ведомство указало, что в таком случае налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. К заявлению необходимо приложить документы, подтверждающие уплату налога и его перечисление на соответствующий счет Федерального казначейства.

Организации и ИП больше не обязаны предъявлять свидетельство о постановке на учет
в налоговом органе при открытии банковского счета

Согласно п. 1 ст. 86 НК РФ (в редакции, действующей в настоящее время) банки имеют право открывать счета организациям и индивидуальным предпринимателям, а также предоставлять им право использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств только при предъявлении свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 241-ФЗ в этот пункт внесены изменения, в соответствии с которыми такая обязанность сохранена только для некоторых иностранных организаций, а также нотариусов и адвокатов. Остальным налогоплательщикам (в частности, российским организациям, представительствам иностранных организаций, предпринимателям) банки будут открывать счета при наличии у них следующих сведений о налогоплательщике – ИНН, КПП, дате постановки на учет в налоговом органе, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных организаций.

Таким образом, теперь для открытия счета указанным лицам не нужно предъявлять в банк свидетельство о постановке на учет в налоговом органе. В то же время банк откроет счет, только если будет располагать указанными сведениями.

Отметим, что внесенными изменениями норма п. 1 ст. 86 НК РФ приведена в соответствие со ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 "О банках и банковской деятельности", из которой также исключена обязанность представлять свидетельство названными лицами.

Поправки в ст. 86 НК РФ вступят в силу с 1 сентября 2016 года.

Новые штрафы за нарушения при перевозках

У контролирующих органов появились новые основания для наказаний за нарушения, допущенные при перевозке пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Федеральный закон от 01.05.2016 № 133-ФЗ (далее – Закон № 133-ФЗ) дополнил ст. 12.31.1 КоАП РФ новыми штрафами.

Так, приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 (далее – Приказ № 7) утверждены правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом. Ранее за несоблюдение таких правил наказание не предусматривалось. Теперь водители, должностные лица и организации, которые эксплуатируют транспортное средство, могут быть оштрафованы за нарушение любых требований, закрепленных в Приказе № 7. Штраф за такое нарушение составит (ч. 6 ст. 12.31.1 КоАП РФ в ред. Закона № 133-ФЗ):

  • на водителя – 1 500 рублей;
  • на должностное лицо – 10 000 рублей;
  • на юридическое лицо – 25 000 рублей.

Исключение составляют нарушения, указанные в ст. 11.15.1, ч. 2 ст. 11.23, ст. 12.21.1, ч. 1-5 ст. 12.31.1 КоАП РФ, за которые предусмотрены отдельные наказания.

В частности, отдельное наказание предусмотрено за нарушение требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях (п. 72-88 Приказа № 7). Это может повлечь наложение штрафа (ч. 4 ст. 12.31.1 КоАП РФ в ред. Закона № 133-ФЗ):

  • на водителя – 2 500 рублей;
  • на должностное лицо – 20 000 рублей;
  • на юридическое лицо – 100 000 рублей.

Также отдельное наказание введено за нарушение требования о запрете допуска к работе водителей без прохождения соответствующих инструктажей (п. 17 Приказа № 7). В качестве ответственности за это нарушение предусмотрен штраф (ч. 5 ст. 12.31.1 КоАП РФ в ред. Закона № 133-ФЗ):

  • на должностное лицо – 10 000 рублей;
  • на юридическое лицо – 30 000 рублей.

Изменения в КоАП РФ вступили в силу с 13.05.2016 и распространяются на нарушения, совершенные с этой даты.

Теперь без паспорта можно обменять валюту на сумму до 40 000 рублей

При обмене определенной суммы валюты банки обязаны проводить идентификацию клиентов. В ходе такой идентификации банк фиксирует, в частности, следующие сведения о клиенте – Ф.И.О., гражданство, дату рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность, адрес места жительства, ИНН (пп. 1 п. 1, п. 1.11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, далее – Закон № 115-ФЗ).

Если клиентом является гражданин РФ, для его идентификации используется паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении или временное удостоверение личности (п. 1.4.1 приложения 1 к положению, утв. Банком России от 15.10.2015 № 499-П).

Ранее идентификация физического лица могла не проводиться, если стоимость приобретаемой или продаваемой валюты не превышала 15 000 рублей (пп. 1.2. ст. 7, п. 2 ст. 7.3 Закона № 115-ФЗ).

Федеральным законом от 03.07.2016 № 263-ФЗ в Закон 115-ФЗ внесены изменения. Так, сумма стоимости валюты, при обмене которой не понадобится идентификация, увеличена с 15 000 до 40 000 рублей. Кроме того, введена процедура упрощенной идентификации клиента-физлица при обмене валюты, стоимость которой не превышает 100 000 рублей.

Указанные изменения вступили в силу 04.07.2016.

Штраф для малых и средних предпринимателей могут заменить предупреждением

В КоАП РФ внесены изменения, согласно которым административное наказание субъектам малого предпринимательства в виде штрафа может быть заменено на предупреждение, даже если оно не предусмотрено законом. Такое правило, закрепленное в новой ч. 3 ст. 3.4 КоАП РФ, введено Федеральным законом от 03.07.2016 № 316-ФЗ.

Порядок замены штрафа на предупреждение разъясняется в новой статье 4.1.1 КоАП РФ. Такая замена может иметь место только при наличии всех условий, предусмотренных ст. 4.1.1 и ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ, а именно:

  • административное правонарушение совершено субъектом малого и среднего предпринимательства (ИП или организацией), а также работником указанной организации в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций;
  • правонарушение выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
  • правонарушение совершено впервые;
  • отсутствует вред или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства;
  • отсутствует угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • отсутствует имущественный ущерб.

При этом замена штрафа на предупреждение невозможна при совершении правонарушений, закрепленных в ст. 14.31 – 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 – 19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

В случае замены штрафа на предупреждение к виновному лицу не применяется предусмотренное КоАП РФ или законом субъекта РФ дополнительное наказание (например, конфискация орудия совершения правонарушения, административное выдворение и т.д.).

Перечисленные нововведения вступили в силу с 04.07.2016. При этом нужно иметь в виду, что согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Отвечает аудитор

Все пользователи программ 1С, заключившие договор 1С:ИТС уровня ПРОФ, могут получать бесплатные консультации экспертов по вопросам бухгалтерского, налогового и кадрового учета. Наиболее интересные из них публикуются в ИС 1С:ИТС.

В последнем месяце пользователи программ 1С, заключившие договор 1С:ИТС уровня ПРОФ, присылали вопросы экспертам по бухучету, налогообложению и кадрам. Наиболее актуальные и интересные вопросы за последний месяц:

Вопрос месяца: Можно ли запретить сотруднику в рабочее время пользоваться личным мобильным телефоном (планшетом и т.д.)?

Ответ:  Рабочее время – это время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности (ч. 1 ст. 91 ТК РФ).

В рабочее время работник обязан соблюдать трудовую дисциплину, т.е. подчиняться правилам поведения, установленным не только ТК РФ, но и локальными нормативными актами (ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 189 ТК РФ).

Правила внутреннего трудового распорядка также являются локальным нормативным актом, устанавливающим основные обязанности и ответственность сторон трудового договора (ч. 1 ст. 189 ТК РФ).

В правилах трудового распорядка работодатель может закрепить не только меры поощрения и взыскания с работников, но и иные вопросы регулирования трудовых отношений. В частности – вопросы использования мобильных устройств (телефонов, планшетов и т.д.) для личных нужд.

Такой вывод поддерживается судебной практикой (примеры – определение Ленинградского областного суда от 03.02.2010 № 33-510/2010, апелляционное определение Новосибирского областного суда по делу № 33-3469-2015).

Таким образом, в правилах внутреннего трудового распорядка организация может установить ограничения на количество телефонных разговоров, их продолжительность в рабочее время. Также можно указать виды работ, при выполнении которых нельзя пользоваться мобильным телефоном, планшетом (например, при непосредственной работе с производственным оборудованием, управлении транспортным средством, обслуживании клиентов (посетителей), проведении презентаций и т.д.).

С содержанием локальных нормативных актов, в которых будет закреплен такой запрет (ограничение), работник должен быть ознакомлен под подпись.

Кроме того, необходимо предусмотреть, какие должностные лица организации и каким образом будут контролировать соблюдение работниками установленных требований.

Другие интересные вопросы за последний месяц:

01.07.2016 Когда отражать в СЗВ-М сведения о сотруднике на ГПД, если он приступил к работе в текущем месяце, а договор подряда будет заключен в следующем месяце, но "задним числом"?
01.07.2016 Можно ли удержать с работника выходное пособие, если после увольнения он вновь принят в организацию?
11.07.2016 Нужно ли составлять новый счет-фактуру, если авансовый платеж вернулся покупателю и был перечислен снова?
21.07.2016 Можно ли выплатить дивиденды учредителю, если у организации есть непокрытый убыток?



Возврат к списку