Скопируй, добавьте в контакты:

и перейди в приложение по ссылке:
X
ООО Тиражные решения 1С-Рарус

+ 7 (495) 777-25-43

+ 7 (8362) 49-46-89

Рекомендации общественных слушаний
по реализации Федерального закона
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»  от 5 апреля 2010 г. №40-ФЗ
в части разработки
Федеральных программ поддержки социально ориентированных НКО

 

            Пункт 1 статьи 31.3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций»  от 5 апреля 2010 г. №40-ФЗ предусматривает разработку и реализацию федеральных программ поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СО НКО). Данные программы являются исключительно важными для дальнейшего развития гражданского общества,  некоммерческого сектора и социальной сферы Российской Федерации в целом.

Программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций направлены на использование потенциала НКО в решении социальных проблем с целью повышения эффективности предоставления социальных услуг.

В качестве основных механизмов реализации программ поддержки социально ориентированных НКО предполагается предоставление субсидий субъектам Российской Федерации на цели конкурсного финансирования социальных проектов НКО, а также обеспечение инфраструктурной, информационной  и методической поддержки их деятельности.   

Результатом реализации программ должно стать повышение эффективности социальных расходов, сокращение показателей социального сиротства, обеспечение социальной адаптации инвалидов и пенсионеров, мигрантов, обеспечение профилактики правонарушений, широкое распространение общественного самоуправления, увеличение числа граждан, вовлеченных в добровольческую деятельность, увеличение числа добровольных доноров крови, развитие механизмов правовой помощи населению и др.

9 июля 2010 года в Общественной палате Российской Федерации состоялись общественные слушания по вопросу подготовки проекта программы содействия социально ориентированным НКО, разработка которой предусмотрена федеральным законом от 5 апреля 2010 года N 40-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций". Слушания были инициированы Комиссией ОП по вопросам развития гражданского общества, Рабочей группой ОП по развитию благотворительности и поддержаны Советом при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека.

В слушаниях приняли участия члены Общественной палаты РФ, представители Министерства экономического развития, руководители некоммерческих и донорских организаций, представители высших учебных заведений, эксперты некоммерческого сектора. По их мнению, принятие программ поддержки социально ориентированных НКО послужит расширению возможностей общественно-полезной деятельности некоммерческих организаций и повышению их финансовой устойчивости, развитию благотворительности и социальной сферы Российской Федерации в целом.

Участники слушаний отмечают, что некоммерческими организациями накоплен значительный опыт реализации самого широкого спектра социально значимых проектов. Получение государственной поддержки в рамках федеральных программ поддержки социально ориентированных НКО позволит использовать потенциал организаций некоммерческого сектора и повысить качество и эффективность социальных услуг.

Участники слушаний считают целесообразным рекомендовать органам исполнительной власти:

- Предусмотреть привлечение самих НКО и представителей общественности к определению направлений и способов поддержки их деятельности со стороны органов власти всех уровней для придания максимальной прозрачности и наполнения статуса «СО НКО» действительным смыслом «общественной пользы».

- Проводить мониторинг общественного мнения для выявления наиболее актуальных, с точки зрения населения, направлений работы НКО.

- Обеспечить постоянный диалог власти и НКО при разработке программ поддержки социально ориентированных НКО, используя опыт и различные возможности на федеральном, региональном и местном уровнях, с целью выработки согласованной стратегии и четкого  разделения зон ответственности.

- Провести картирование НКО перед началом разработки региональных и муниципальных программ поддержки (и/или законодательных актов) для выявления тем и направлений, которые в наибольшей и наименьшей степени представлены в деятельности некоммерческих организаций, а также для определения наиболее актуальных тем и выстраивания на этой основе приоритетов проектно-грантового финансирования.

- Провести ревизию существующих инструментов поддержки некоммерческих организаций на федеральном, региональном и муниципальном уровнях с целью их учета при разработке программ.

- Предусмотреть поддержку социально ориентированных  НКО, реализующих проекты на общероссийском, окружном и межрегиональном уровне, обеспечить поддержку сетевой и социально-проектной деятельности ассоциаций и профессиональных объединений в некоммерческом секторе.

- Предусмотреть институциональную поддержку социально ориентированных НКО с целью повышения их устойчивости и формирования условий для дальнейшего развития некоммерческого сектора.

- Включить в качестве обязательного компонента программ поддержки социально ориентированных НКО описание методики и механизмов оценки, в том числе  перечни индикаторов (количественные, качественные).

- Обеспечить обязательный мониторинг и оценку использования НКО предоставленных в рамках программ поддержки ресурсов, привлекая для этого как независимых экспертов, так и включая данное требование в качестве условия оказания поддержки, при необходимости обеспечивая его исполнение дополнительными финансовыми средствами.

- Размещать в обязательном порядке полнотекстовые отчеты о проведенной оценке на порталах органов государственной, региональной и муниципальной власти, сайтах НКО и компаний, проводивших оценку

- Разработать и принять федеральные программы поддержки социально ориентированных НКО до конца 2010 года.

- Провести широкую информационную кампанию по разъяснению законодательства, регулирующего деятельность социально ориентированных НКО.

Признавая значимость федеральных программ поддержки социально ориентированных НКО, участники слушаний отмечают, что предложения по разработке федеральных программ поддержки социально ориентированных НКО нуждаются в дальнейшей доработке и большей конкретизации.

В связи с этим, участники слушаний считают, что федеральные программы поддержки социально ориентированных НКО должны содействовать развитию институциональной среды деятельности НКО и обеспечивать инфраструктурную, методическую и образовательную поддержку СО НКО:

 

ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ПОДДЕРЖКА СО НКО:

1. Размещение на официальных сайтах региональных и муниципальных органов власти информации о доступных для СО НКО административных ресурсах  (технических, методических, информационных и др.), включая порядок доступа к ним.

2. Предоставление помещений НКО на льготных условиях, в том числе создание  домов общественных организаций и инкубаторов для НКО.

3. Проведение социально ориентированной информационной политики, размещение на регулярной основе в СМИ, имеющих бюджетное финансирование,  информации о работе НКО, получивших государственную поддержку.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СО НКО

1. Определение механизма сбора, методики и порядка продвижения лучших практик деятельности НКО в разных сферах, а также ответственного за данную работу органа исполнительной власти.

2. Выделение средств на организацию сбора информации по лучшим практикам.

3. Создание федерального сайта для публикации и распространения лучших практик (в дополнение к издаваемым сборникам).

4. Подготовка и распространение среди региональных и муниципальных органов власти комплекта документов по возможным подходам к организации сотрудничества с НКО, включая рекомендации по разработке законодательных и подзаконных актов, примеры программ, наборы документов по организации конкурсных процедур финансирования, положения об общественных советах и т.д. 

5. Оказание информационно-консультационного содействия развитию  добровольчества  в регионах России.

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА СО НКО

1. Разработка и внедрение в практику профессиональной подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих тематических блоков, связанных с развитием гражданского общества, некоммерческих организаций, развитием механизмов финансирования социальной сферы, в т.ч., созданием целевых капиталов,  и др.

2. Использование библиотеки лучших практик и привлечение специалистов из НКО к разработке образовательных курсов для госслужащих, по возможности совместное обучение представителей НКО и государственных и муниципальных служащих.

3. Обучение представителей средств массовой информации взаимодействию с институтами гражданского общества.

4. Обеспечение практической направленности предлагаемых программ обучения, использование различных технологий обучения, разработка согласованных с НКО подходов к обучению волонтеров, поддержка развития образовательных программ на базе ресурсных центров.

 

Также участники слушаний считают, что органы исполнительной власти  при разработке программ поддержки социально ориентированных НКО должны:

1. Обеспечить прозрачность и гласность выделения любых прямых (субсидии, гранты и т.д.) и косвенных  (налоговые льготы) форм поддержки СО НКО.

2. Использовать различные методы прямого финансирования деятельности СО НКО на всех уровнях, включая предоставление субсидий, субвенций, грантов, займов, размещение социального заказа и других форм бюджетного финансирования.

3. Использовать и распространять практику создания специализированных фондов по отдельным тематическим направлениям для стимулирования деятельности в них.

4. Предусмотреть возможность венчурного финансирования деятельности НКО.

5. Подготовить совместно с экспертным сообществом пакет предложений  по внесению изменений  в НК РФ для обеспечения СО НКО реальными механизмами государственной поддержки.

 

Участники слушаний рекомендуют  Правительству Российской Федерации, всем заинтересованным органам исполнительной власти  учесть указанные предложения при разработке федеральных программ поддержки социально ориентированных НКО.

 

 

УЧАСТНИКИ ОБЩСТВЕННЫХ СЛУШАНИЙ

 

Члены Общественной Палаты Российской Федерации:

Б.Л. Альтшулер, И.Е. Дискин, Л.Г. Зелькова, Е.А. Тополева-Солдунова

 

Члены рабочей группы Общественной палаты Российской Федерации по развитию благотворительности:

Л.Г. Зелькова, Е.А. Тополева-Солдунова, Г.П. Бодренкова, Т.А. Бурмистрова, О.А. Евдокимова, Н.Г. Каминарская, Е.Ю. Павлычева, С.А. Рубашкина, М.М. Черток, А.Е. Шадрин

 

Представители федеральных органов исполнительной власти:

Министерство экономического развития Российской Федерации

 

Представители некоммерческих и донорских организаций:

  • Evolution and Philanthropy
  • Oxfam GB in the Russian Federation
  • Агентство социальной информации
  • Агентство США по международному развитию USAID
  • АНО "Студио-Диалог"
  • Благотворительный фонд "Волонтеры в помощь детям-сиротам"
  • Благотворительный фонд В. Потанина
  • Благотворительный фонд культурных инициатив Михаила Прохорова
  • Благотворительный фонд содействия образованию детей-сирот "Большая перемена"
  • БОО "Ночлежка" (Санкт-Петербург)
  • БФ "Абсолют-Помощь"
  • ГБФ "Фонд Тольятти"
  • Городской благотворительный совет (Москва)
  • Гринпис России
  • Гуманитарно-благотворительный центр "Сострадание"
  • Детский фонд "Виктория"
  • Институт "Право общественных интересов"
  • Институт прав человека
  • Информационный центр ООН в Москве
  • Исследовательская группа ЦИРКОН
  • Комитет "За гражданские права"
  • Корпоративный благотворительный фонд финансовой корпорации УРАЛСИБ
  • Лаборатория социальной рекламы
  • Международный общественный фонд социально-экономических и политологических исследований (Горбачев-Фонд)
  • Межрегиональная благотворительная организация "Фонд помощи заключенным"
  • Межрегиональный благотворительный общественный фонд содействия в создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека «Созидание» (Фонд «Созидание»)
  • Межрегиональный общественный фонд "Сибирский центр поддержки общественных инициатив" (Новосибирск)
  • Московская школа менеджмента некоммерческих организаций
  • Московский дом общественных организаций
  • Научно-исследовательская лаборатория исследования некоммерческого сектора (ЛИНКС)
  • Национальный фонд развития здравоохранения
  • Общероссийская общественная организация "Всероссийское добровольное пожарное общество"
  • Общероссийская общественная организация "Гражданские силы"
  • Общероссийская общественная организация инвалидов-больных рассеянным склерозом
  • Общероссийский союз общественных объединений "Молодежные социально-экономические инициативы"
  • Общественный совет Москвы
  • РБОО "Служба помощи несовершеннолетним женщинам "Голуба"
  • Региональная общественная организация содействия защите прав ребенка "Право ребенка"
  • Региональная общественная организация содействия миротворчеству "Федерация за всеобщий мир"
  • Региональный общественный фонд помощи престарелым "Доброе Дело
  • РОО "Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты"
  • Российский центр развития добровольчества
  • СПБ БОО "Центра развития некоммерческих организаций"
  • Филиал британского благотворительного фонда Charities Aid Foundation (CAF Россия)
  • Филиал Компании с ограниченной ответственностью «Международный центр некоммерческого права» в РФ
  • Филиал Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров в Российской Федерации
  • Фонд "Вольное дело"
  • Фонд "Здоровая Россия"
  • Фонд "Институт экономики города"
  • Фонд "Калинов-Мост"
  • Фонд "Кто, если не Я?"
  • Фонд "Наследие Евразии"
  • Фонд "Социальное партнерство"
  • Фонд "Устойчивое развитие"
  • Фонд Дмитрия Зимина "Династия"
  • Фонд защиты детей от жестокого обращения
  • Фонд развития некоммерческих организаций "Школа НКО"
  • Фонд социальной помощи детям и семьям "Кистоун"
  • Форум Доноров
  • Центр развития социально-культурных проектов "Своя траектория" (Краснодар)

 

Представители образовательных и научно-исследовательских  учреждений:

  • Всероссийский центр изучения общественного мнения
  • Государственный университет – Высшая школа экономики
  • Институт системного анализа РАН
  • Институт социально-экономических проблем РАН
  • Институт социологии РАН
  • Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации
  • Российская экономическая академия имени Г.В. Плеханова

 Другие материалы по теме: