Скопируй, добавьте в контакты:

и перейди в приложение по ссылке:
X
ООО Тиражные решения 1С-Рарус

+ 7 (495) 777-25-43

+ 7 (8362) 49-46-89

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (УТВ. МИНЗДРАВОМ СССР 12.08.1987 N 4419-87)

Текст документа с изменениями и дополнениями по состоянию на 12 октября 2006 года (архив)

1С для учета питания в государственных учреждениях

 
                                                             Утверждаю
Заместитель
Главного государственного
санитарного врача СССР
А.И.ЗАИЧЕНКО
12 августа 1987 г. N 4419-87

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ В МАЛОКОМПЛЕКТНЫХ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Настоящие Методические указания разработаны Главным
санэпидуправлением Минздрава СССР, ВНИИ гигиены детей и подростков
Минздрава СССР, Бердянским государственным педагогическим
институтом Минпроса Украинской ССР.
Составители: Белостоцкая Н.А., Стан В.В., Веремкович Л.В.,
Барсукова Н.К., Липский Н.М.
Методические указания предназначены для использования в работе
органов и учреждений здравоохранения и народного образования.

Малокомплектные дошкольные учреждения с разновозрастными
группами составляют значительную часть сельских дошкольных
учреждений.
Малокомплектные детские сады являются ступенью общей системы
народного образования и призваны в тесном содружестве с семьей
заложить основы личности ребенка, осуществить коммунистическое
воспитание детей дошкольного возраста и подготовку их к школе.
Содержание воспитательно-образовательной работы малокомплектного
дошкольного учреждения должно соответствовать "Типовой программе
воспитания и обучения в детском саду", утвержденной Министерством
просвещения СССР (1984), с учетом специфики работы дошкольных
учреждений с разновозрастными группами. В разновозрастной группе
увеличивается доля самостоятельной деятельности детей,
положительное воспитательное значение оказывает постоянное общение
младших детей со старшими (формирование заботливости,
самостоятельности, дружеских отношений и т.д.).
Для охраны и укрепления здоровья детей, их успешного воспитания
и обучения большое значение имеет соблюдение гигиенических
рекомендаций по организации режима дня и комплектованию
разновозрастных групп малокомплектных дошкольных учреждений.

Гигиенические требования к комплектованию
смешанных групп малокомплектных дошкольных учреждений

При подборе контингента разновозрастной (смешанной) группы
следует исходить из возможности организации в ней режима дня,
максимально соответствующего анатомо-физиологическим особенностям
каждой возрастной группы. Режим дня разновозрастной группы должен
оказывать развивающее воздействие на всех детей, способствовать их
гармоничному развитию.
С гигиенических позиций оптимальными являются следующие типы
малокомплектных дошкольных учреждений:
1. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей
смежного возраста (преддошкольная, дошкольная группы).
2. Малокомплектный сад с двумя смешанными группами детей
смежных возрастов и одной подготовительной группой.
Реализация такого принципа возрастного комплектования групп
дошкольного учреждения позволяет с максимальной эффективностью
решать воспитательные, образовательные задачи, проводить
мероприятия по охране и укреплению здоровья детей.

Гигиенические требования к организации
режима дня в смешанной преддошкольной группе

Основными режимными моментами для ребенка раннего возраста
являются сон, питание, пребывание на открытом воздухе, игры,
обучение. В смешанной преддошкольной группе ряд режимных моментов
выполняется практически одновременно со всей группой (табл. 1),
например, утренний прием детей, подготовка к завтраку, завтрак,
игра после завтрака, вечерняя прогулка, ужин. Учитывая различия в
психическом и физическом развитии детей, общие режимные моменты
начинают на 5 - 10 мин. раньше с более младшими детьми (например,
их начинают раньше одевать на прогулку, раньше сажают за стол во
время еды и т.п.). Исключение составляет лишь организация подъема
после дневного сна, когда первыми поднимают более старших детей
(т.к. у них меньше длительность дневного сна).
В то же время у детей младшей подгруппы ряд режимных моментов
существенно отличается (например, у детей до 1,5 лет дневной сон
двухразовый, а у детей старше 1,5 лет - одноразовый).
В смешанной преддошкольной группе, где находятся дети старше
года, целесообразно выделять два дифференцированных режима: для
детей от 1 до 1,5 лет и от 1,5 до 3 лет. В 8 часов с детьми от 2-х
до 3-х лет в течение 4 - 5 минут проводится утренняя гимнастика,
включающая упражнения игрового характера, в то время как дети
более младшего возраста заняты спокойными играми.

Таблица 1

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СМЕШАННОЙ ПРЕДДОШКОЛЬНОЙ
ГРУППЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 1 ДО 3 ЛЕТ

--------------------------T-------------------------------------------¬
¦ Режимный момент ¦ Возраст детей ¦
¦ +---------------------T---------------------+
¦ ¦ 1 г. - 1 г. 6 мес. ¦ 1 г. 6 мес. - 3 г. ¦
+-------------------------+---------------------+---------------------+
¦Прием детей, игра ¦ 7.00 - 8.00 ¦ 7.00 - 8.00 ¦
¦Утренняя гимнастика, ¦ ¦ ¦
¦подготовка к завтраку, ¦ ¦ ¦
¦завтрак ¦ 8.00 - 8.30 ¦ 8.00 - 8.30 ¦
¦Игра ¦ 8.30 - 9.00 ¦ 8.30 - 9.00 ¦
¦Подготовка ко сну, сон на¦ ¦ ¦
¦воздухе ¦ 9.00 - 11.00 ¦ - ¦
¦Занятие 1 (по подгруппам)¦ - ¦ 9.00 - 9.15 - 9.30 ¦
¦Прогулка ¦ - ¦ 9.30 - 11.40 ¦
¦Игры, самостоятельная ¦ ¦ ¦
¦деятельность ¦ 11.00 - 11.40 ¦ - ¦
¦Возвращение с прогулки, ¦ ¦ ¦
¦подготовка к обеду ¦ - ¦ 11.40 - 12.00 ¦
¦Обед ¦ 11.40 - 12.10 ¦ 12.00 - 12.30 ¦
¦Сон на воздухе ¦ - ¦ 12.30 - 15.00 ¦
¦Игра, занятия ¦ 12.10 - 14.00 ¦ - ¦
¦Занятие 1 (по подгруппам)¦12.40 - 12.50 - 13.00¦ - ¦
¦Занятие 2 (по подгруппам)¦13.10 - 13.20 - 13.30¦ - ¦
¦Полдник ¦ 14.00 - 14.30 ¦ - ¦
¦Подготовка ко сну, сон на¦ ¦ ¦
¦воздухе ¦ 14.30 - 16.30 ¦ - ¦
¦Постепенный подъем, ¦ ¦ ¦
¦водные процедуры ¦ 16.30 - 17.00 ¦ 15.00 - 15.30 ¦
¦Полдник ¦ - ¦ 15.30 - 16.00 ¦
¦Занятие 2 (по подгруппам)¦ - ¦16.00 - 16.10 - 16.20¦
¦Игра ¦ - ¦ 16.20 - 17.00 ¦
¦Прогулка ¦ 17.00 - 18.20 ¦ 17.00 - 18.20 ¦
¦Ужин ¦ 18.20 ¦ 18.45 ¦
¦Уход домой ¦ до 19.00 ¦ до 19.00 ¦
L-------------------------+---------------------+----------------------

После завтрака воспитатель организует игры со старшей
подгруппой детей, а затем вместе с няней помогает раздеваться
младшим детям для первого дневного сна. Во время сна детей 1 - 1,5
лет старшие заняты играми, с ними по подгруппам проводится первое
занятие, а после прогулки и обеда их укладывают спать. С младшей
подгруппой занятия проводятся после обеда.
Первыми после сна поднимаются дети 1,5 - 3 лет. С этой группой
детей организуются закаливающие процедуры, второе занятие
проводится после полдника.
После занятий старшие дети играют, в это время просыпаются
младшие. В 17.00 всю преддошкольную группу выводят на прогулку. В
холодное время года дети до 1,5 лет перед ужином играют в
групповом помещении, а более старшие гуляют.
Внутри каждой возрастной подгруппы необходимо соблюдать
указанное выше правило: первыми садятся за стол самые маленькие
дети, младших первыми одевают на прогулку, и они первыми
возвращаются с нее, их первыми укладывают спать.
При соблюдении рекомендуемого режима дня в смешанной
преддошкольной группе длительность сна и бодрствования,
ритмичность их смены отвечают анатомо-физиологическим особенностям
всех детей в группе.

Гигиенические требования к организации
режима дня в смешанной дошкольной группе

С переходом детей из преддошкольной в дошкольную группу
изменяется характер деятельности детей: усложняются занятия, дети
овладевают новыми культурно-гигиеническими навыками, более
содержательной становится игра и т.д.
Длительность сна и бодрствования, ритмичность их чередования у
детей 4 - 6-го годов жизни, в основном, совпадают, что позволяет
использовать в смешанной дошкольной группе следующий режим дня
(табл. 2). В дошкольной группе в зависимости от возраста детей
общие режимные моменты смещают на 5 - 10 мин.
В смешанной дошкольной группе большое внимание уделяется
утренней гимнастике, длительность которой для детей 3 - 4 лет
составляет 4 - 6 мин., для более старших - 10 - 12 мин. Утренняя
гимнастика для этих двух подгрупп детей существенно отличается по
содержанию. Ее желательно сначала проводить с младшими детьми,
затем с более старшими. При отсутствии такой возможности утренняя
гимнастика проводится одновременно со всей группой
дифференцированно в зависимости от возраста по количеству, темпу и
качеству выполнения упражнений. Утреннюю гимнастику необходимо
проводить на свежем воздухе, а в холодное время года - в хорошо
проветренном помещении.

Таблица 2

ПРИМЕРНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ СМЕШАННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ
ДЛЯ ДЕТЕЙ ОТ 3 ДО 6 ЛЕТ

----------------------------------T------------------------------¬
¦ Режимный момент ¦ Возраст детей ¦
¦ +----------------T-------------+
¦ ¦4 - 5-й г. жизни¦6-й г. жизни ¦
+---------------------------------+----------------+-------------+
¦Прием, осмотр, утренняя гимнасти-¦ ¦ ¦
¦ка ¦ 7.00 - 8.30 ¦ 7.00 - 8.30¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Завтрак ¦ 8.30 - 9.00 ¦ 8.30 - 9.00¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Игры, подготовка к занятиям ¦ 9.00 - 9.30 ¦ 9.00 - 9.15¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Занятия ¦ 9.30 - 10.15 ¦ 9.15 - 10.45¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Подготовка к прогулке ¦ 10.15 - 10.25 ¦10.45 - 10.55¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Прогулка ¦ 10.25 - 12.30 ¦10.55 - 12.30¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Возвращение с прогулки ¦ 12.30 - 12.50 ¦12.30 - 12.50¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Обед ¦ 12.50 - 13.20 ¦12.50 - 13.20¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Сон ¦ 13.20 - 15.20 ¦13.20 - 15.20¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Постепенный подъем, водные проце-¦ ¦ ¦
¦дуры ¦ 15.20 - 15.50 ¦15.20 - 15.50¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Полдник ¦ 15.50 - 16.10 ¦15.50 - 16.10¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Игры, самостоятельная деятель- ¦ ¦ ¦
¦ность ¦ 16.10 - 16.40 ¦16.10 - 16.40¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Подготовка к прогулке, прогулка ¦ 16.40 - 18.10 ¦16.40 - 18.10¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Возвращение с прогулки ¦ 18.10 - 18.20 ¦18.10 - 18.20¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Ужин ¦ 18.20 - 18.45 ¦18.20 - 18.45¦
¦ ¦ ¦ ¦
¦Уход детей домой ¦ 18.45 - 19.00 ¦18.45 - 19.00¦
L---------------------------------+----------------+--------------

В смешанной дошкольной группе занятия организуют только в
первую половину дня. Рекомендуемое расписание занятий представлено
в таблице 3. Ориентировочное расписание составляется на месяц с
учетом проведения ряда занятий 1 раз в 2 недели. Желательно
проводить занятия со всеми детьми по одному разделу программы. В
зависимости от вида занятий, их содержания допустимы различия
формы "подключения" к занятиям детей, отличающихся по возрасту.
Например, согласно приведенной схеме во все дни, кроме вторника
2-й и 4-й недели, занятия рекомендуется проводить ступенчато.
Первое занятие начинают со старшими детьми и постепенно, в
соответствии с возрастной длительностью занятия, подключают более
младших детей (9.15 - 9.40 - 6-й год жизни; 9.30 - 9.50 - 5-й год
жизни; 9.35 - 9.50 - 4-й год жизни).
Второе занятие также начинают несколько раньше со старшими
детьми и через 10 мин. - с более младшими (9.50 - 10.15 - дети 6-
го года жизни; 10.00 - 10.15 - дети 4-го и 5-го года жизни). После
одновременного окончания двух занятий со всеми детьми младших (4-й
и 5-й год жизни) под наблюдением няни одевают на прогулку, а со
старшими проводят третье занятие.
Во вторник второй и четвертой недели месяца с детьми 5-го и 6-
го года жизни воспитатель проводит занятия по математике. Дети 4-
го года жизни в течение 25 минут играют в игровом уголке. Второе
занятие начинают несколько раньше со старшими детьми и через 10
мин. - с более младшими. После одновременного окончания второго
занятия детей 5-го года жизни под наблюдением няни одевают на
прогулку, а с детьми 4 и 6 годов жизни занимаются художественной
литературой.
В середине занятий следует проводить физкультминутки
длительностью 1,5 - 2 минуты. Продолжительность перерывов между
занятиями должна быть 10 - 12 минут. Во время перерывов следует
организовать подвижные игры малой и средней интенсивности.
Большое гигиеническое значение имеет рациональное планирование
самостоятельной работы детей во время занятий. Самостоятельная
работа детей должна находиться под контролем воспитателя и
предусматривать чередование различных видов деятельности,
статической и динамической нагрузки, переключение внимания детей.

Таблица 3

ВАРИАНТ РАСПИСАНИЯ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ СМЕШАННОЙ
ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ (ДЕТИ 4 - 6-ГО ГОДОВ ЖИЗНИ)

-----------------T-----------------------------------------------¬
¦ Дни недели ¦ Возраст детей ¦
¦ +---------------T---------------T---------------+
¦ ¦ 4-й г. жизни ¦ 5-й г. жизни ¦ 6-й г. жизни ¦
+----------------+---------------+---------------+---------------+
¦ 1, 3 недели месяца ¦
+----------------T---------------T---------------T---------------+
¦Понедельник ¦Ознакомление с ¦Ознакомление с ¦Ознакомление с ¦
¦ ¦окружающим ¦окружающим ¦окружающим ¦
¦ ¦Музыка ¦Музыка ¦Музыка ¦
¦ ¦ ¦ ¦Рисование ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Вторник ¦Математика ¦Математика ¦Математика ¦
¦ ¦Физкультура ¦Физкультура ¦Физкультура ¦
¦ ¦ ¦ ¦Ознакомление с ¦
¦ ¦ ¦ ¦окружающим ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Среда ¦Развитие речи ¦Развитие речи ¦Развитие речи ¦
¦ ¦Лепка ¦Лепка ¦Лепка ¦
¦ ¦ ¦ ¦Грамота ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Четверг ¦Рисование ¦Рисование ¦Рисование ¦
¦ ¦Физкультура ¦Физкультура ¦Физкультура ¦
¦ ¦ ¦ ¦Русский язык ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Пятница ¦Худ. лит-ра ¦Худ. лит-ра ¦Худ. лит-ра ¦
¦ ¦Музыка ¦Музыка ¦Музыка ¦
¦ ¦ ¦ ¦Лепка ¦
+----------------+---------------+---------------+---------------+
¦ 2, 4 недели месяца ¦
+----------------T---------------T---------------T---------------+
¦Понедельник ¦Ознакомление с ¦Ознакомление с ¦Ознакомление с ¦
¦ ¦окружающим ¦окружающим ¦окружающим ¦
¦ ¦Музыка ¦Музыка ¦Музыка ¦
¦ ¦ ¦ ¦Рисование ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Вторник ¦ - ¦Математика ¦Математика ¦
¦ ¦Физкультура ¦Физкультура ¦Физкультура ¦
¦ ¦Худ. лит-ра ¦ - ¦Худ. лит-ра ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Среда ¦Развитие речи ¦Развитие речи ¦Развитие речи ¦
¦ ¦Конструирование¦Конструирование¦Конструирование¦
¦ ¦ ¦ ¦Грамота ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Четверг ¦Рисование ¦Рисование ¦Рисование ¦
¦ ¦Физкультура ¦Физкультура ¦Физкультура ¦
¦ ¦ ¦ ¦Русский язык ¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦
¦Пятница ¦Аппликация ¦Аппликация ¦Аппликация ¦
¦ ¦Музыка ¦Музыка ¦Музыка ¦
¦ ¦ ¦ ¦Русский язык ¦
L----------------+---------------+---------------+----------------

В начале января и в конце марта учебные занятия не проводятся.
В дни каникул следует проводить спортивные и подвижные игры,
физические упражнения, организовывать спортивные праздники,
увеличивать длительность прогулок.
В разновозрастной группе особое внимание должно быть уделено
физическому воспитанию детей. Физкультурные занятия могут
проводиться одновременно со всей группой, однако характер
упражнений, их количество, темп, число повторений должно в
зависимости от возраста строго дозироваться. Возможно также
"ступенчатое" подключение к занятию детей младших возрастных
групп.
Большое значение в физическом воспитании детей имеют
физкультурные занятия на открытом воздухе. Такие занятия в
разновозрастных группах целесообразно проводить в конце прогулки
<*>.
------------------------------------
<*> Методика проведения занятий изложена в Методических
рекомендациях Министерства здравоохранения СССР "Проведение
физкультурных занятий на открытом воздухе с детьми 5 - 7 лет в
дошкольных учреждениях" (1984 г.).

Для обеспечения достаточной моторной плотности занятия и
сохранения высокой работоспособности детей очень важно, чтобы
воспитатель заранее правильно спланировал чередование отдельных
видов деятельности и отдыха, использование физкультурного
оборудования и индивидуальных пособий (скамейки, доски, палки,
обручи, флажки и т.д.).
Рациональная организация режима в малокомплектном детском саду
во многом зависит от четкой, слаженной работы всего персонала
дошкольного учреждения. При необходимости помощь воспитателю
должны оказывать заведующая, медсестра, другие работники
дошкольных учреждений.
Организация всех видов деятельности и отдыха детей
подготовительной группы строится на основе Приказа Минздрава СССР
от 10 ноября 1986 г. N 1470 "Об усилении медико-санитарного
контроля за условиями обучения и состояния здоровья детей 6-
летнего возраста" (М., 1986 г.) и Методических рекомендаций
"Определение функциональной готовности детей 6-летнего возраста к
поступлению в школу и организация учебных занятий и режима
продленного дня в первых классах общеобразовательной школы" (М.,
1985 г.).